Суббота, 18 ноября 2017 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Суббота, 18 ноября 2017 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход / Регистрация Мы в соцсетях:          
26 января 2014, 16:00

Аккордеон то плакал, то смеялся…



6 января камышловские меломаны получили неожиданный рождественский подарок – бесплатный концерт питерского аккордеониста Михаила Мальцева

Целый час мы наслаждались, слушая любимые мелодии. Голос аккордеона – то задумчивый, то весёлый, то шутливый, то жалобный – не отпускал, завораживал. Рассказывал свою вечную историю – радовался и грустил, смеялся и плакал. И мы вместе с ним. После концерта Михаил ответил на несколько вопросов.

– Расскажите немного о себе.

– Родился и вырос в Камышлове, закончил музыкальную школу по классу аккордеона, Людмила Николаевна Сизикова посоветовала поступать в Асбестовское музучилище. Когда его закончил, был на перепутье – чем заниматься дальше. Узнал, что в Санкт-Петербургском госуниверситете культуры и искусств есть профессор Николай Александрович Кравцов, аккордеонист по специальности. Поступил к нему в класс. Он известен тем, что разработал свою клавиатуру – максимально приблизил клавиатуру традиционного аккордеона к баяну, на ней можно играть более сложные произведения, чем обычно. Кстати, несколько недель назад в Санкт-Петербурге был концерт, посвящённый 50-летию творческой работы Кравцова и 30-летию его клавиатуры.

После университета какое-то время определялся, что делать, с 2004-го преподаю в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств по классу аккордеона. Это основная моя деятельность. Кроме того, занимаюсь сольным исполнением. И, когда есть возможность, организую различные концертные, праздничные мероприятия – всё, что связано с музыкой.

– В репертуаре есть предпочтения?

– Особых нет, но ближе французский шансон. Вальсы-мюзетты и всё, что у нас обычно ассоциируется с музыкой Франции. Я там бывал с ансамблем русских народных инструментов «Скоморохи», мы тогда проехали с выступлениями ещё по Германии, Бельгии, Италии, Дании, были даже в Южной Корее.

– А есть любимая мелодия?

– Пожалуй, Раймонда Паулса – из фильма «Долгая дорога в дюнах».

– Сами музыку пишете?

– Был однажды порыв – написал вальс, назвал «Александра», в честь старшей дочери. Получилось на одном дыхании – на аккордеоне наиграл, идея понравилась, сел, записал ноты. Но не более, есть мелодии только в голове, в руках.

– Приходилось работать с известными музыкантами?

– В Санкт-Петербургском ансамбле «Скоморохи» переиграл со многими ведущими музыкантами-народниками. Это Виктор Гридин, руководитель ансамбля «Россия» (где солировала Людмила Зыкина), балалаечник Горбачёв, Юрий Шишкин, баянист из Ростова; Фридрих Липс, профессор института им. Гнесиных в Москве, другие. Но эта концертная деятельность была в годы студенчества. Сейчас, когда уже не играю в ансамбле, выезжать так часто не получается. Появляясь в Камышлове, стараюсь давать концерты. На этот раз всё организовалось спонтанно, в малом зале ЦКиД. Я даже не ожидал, что столько людей так быстро соберётся – зал был полный.

– Что дала вам Камышловская музыкальная школа?

– Основа всегда даётся на старте, как в любом виде деятельности. Тому подтверждение, я считаю, что многие выпускники Людмилы Николаевны (говорю о тех, кого знаю) закончили Асбестовское музучилище, учились в Петербурге.

Иногда вспоминаются первые впечатления от посещения музыкальной школы, когда мы шли с мамой, и она несла маленький аккордеончик «Малыш». Мне было тогда шесть лет. Позже я подарил этот инструмент школе, он у них стоит сейчас за стеклом – своего рода музейный экспонат.

– Сегодня на концерте вы играли на новом инструменте. В чём его особенности?

– Я выступаю на разных площадках, вечные проблемы со звуком, инструментом: то голос расстроится, то клавиша вылетит, то микрофон зафонит. Всё думал, как же сделать оптимально: чтобы пришёл, нажал кнопку – и зазвучало. И недавно купил электронный аккордеон. Проблемы сразу исчезли. К тому же, у него много новых возможностей, гораздо шире диапазон, разнообразнее тембры. Да вы сами могли убедиться на концерте.

Читайте также:  Победили и педагоги, и учащиеся

– Музыка для вас – это…

– Это часть жизни. Не скажу, что основная, что я живу только музыкой и больше ничем, но процентов на 50. Мне многое интересно. Например, организация творческих мероприятий – выступать не просто в роли исполнителя, а координатора и руководителя. Например, 9 мая нынче организовал праздник на шести разных площадках в одном питерском районе (в радиусе около 30 километров). Нужно было провести эти мероприятия одновременно – чтобы и артисты были, и аппаратура работала, и т.п.

– Свободное время у вас бывает?

– Смотря что подразумевать под свободным временем. Нет такого, когда сидишь и думаешь, чем бы заняться. Я не разделяю жизнь на то, что интересно, и то, что надо. Жизнь складывается из того, что важно, и того, что срочно. Срочно, как правило, всегда побеждает. Конечно, хотелось бы больше заниматься тем, что важно, – музыкой, физкультурой и спортом, читать книги, но не всегда получается. Если выпадает свободное время – стараюсь почитать, поискать информацию в Интернете.

– А что читаете?

– Читаю, но немного. Из последнего – перечитываю «Колесо времени» Карлоса Кастанеды. Мне нравятся здесь не пространные его рассуждения, а тезисные выкладки.

– Значит вам близка и философия музыки?

– Я бы назвал это скорее гармонией, в смысле стройности. Когда видишь кривую избушку и красивый дом – брёвнышко к брёвнышку – это и есть дисгармония и гармония. Так же и в музыке – гармонично-классические симфонии Моцарта и, допустим, исполнение того же Моцарта, но на современный манер. Всё может быть гармонично, если сделано профессионально.

– Классика в вашем репертуаре есть?

– Когда учился в университете, училище, – безусловно, репертуар на 80% состоял из классики. Сегодня, к сожалению, основная часть – популярные произведения – то, что востребовано слушателями. Но мысли о том, чтобы восстановить хотя бы прежний репертуар, есть.

– У вас отличная техника. Как поддерживаете её?

– Хотелось бы иметь возможность заниматься каждый день, правда, не всегда получается. Но пять раз в неделю обязательно инструмент беру в руки. Либо в репетиционном исполнении, либо на публику. Я считаю, это необходимый минимум. Музыкант должен заниматься без выходных. Это должно быть не работой, а удовольствием.

– А для вас это работа?

– Для меня – удовольствие. Надо всего лишь прозаниматься 30 лет каким-то делом, чтобы полюбить его. А у меня уже 32 года – начиная с первого класса музыкалки.

– Благодарю вас за разговор, будем с нетерпением ждать ваших новых выступлений.

Выпускники Л.Н. Сизиковой, ставшие музыкантами:

Ольга Ошуркова – преподавала в ДШИ Санкт-Петербурга.

Александр Течмурадов – закончил Тюменскую академию культуры и искусств, руководилэстрадным ансамблем «Вертикаль» при ЦКиД Тюменской области, менеджер по концертнойдеятельности отдела культуры при администрации города Верхняя Тура.

Анна Швецова – работает в ДШИ № 1, концертмейстером в коллективе музыкальногофольклора «Забава».

Дмитрий Ердяков – заканчивает Свердловский колледж искусств.

Валерий Коровяков – закончил Асбестовское музучилище, работает аккомпаниатороми солистом в санатории «Обуховский».

Ирина Игнатова – закончила Новокуйбышевское музучилище, преподаватель ДШИ.

Борис Михайлович Ошивалов – закончил Свердловскую консерваторию дважды:по классу духовых инструментов (кларнет, саксофон) и дирижёр симфонического оркестра.Работает в колледже искусств Сургута.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2017 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: