Чт, 18 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 18 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Большая любовь Никколо Паганини
05 ноября 2017, 14:00

Большая любовь Никколо Паганини



Сегодня наш нештатный автор Светлана Садовская знакомит вас с судьбой великого Паганини. Возможно, вам захочется подробнее почитать о нём или найти в Интернете и посмотреть видео. К 200-летию маэстро был снят четырёхсерийный художественный телефильм, который так и назывался – «Никколо Паганини», где были заняты великолепные актёры. Есть и другие фильмы об этом демоническом скрипаче.

К 235-летию маэстро

56 лет тому назад на моё двадцатилетие подруга подарила мне книгу Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини». Было время, когда книга считалась лучшим подарком!.. Так впервые я узнала о величайшем итальянском скрипаче – виртуозе и композиторе Никколо Паганини, о скрипичных мастерах Страдивари, Гварнери, Амати. А до этого я очень негативно относилась к скрипке. Впервые я увидела её вблизи лет в 17, когда двоюродная сестрёнка-первоклашка пропиликала, проскрипела мне что-то на своей скрипочке. Я ужаснулась издаваемому звуку и решила, что не зря этот инструмент назвали скрипкой.

Подарок не был случайным

Прошло много лет, прежде чем для меня, простого слушателя, не имеющего музыкального образования и слуха, скрипка стала самым любимым музыкальным инструментом. Знакомство с ним началось с театральных оркестров в разных городах, где пришлось побывать.

В дальнейшем мне посчастливилось вживую дважды слушать ансамбль скрипачей Большого театра под управлением Юлия Реентовича, слушать концерт народной артистки РСФСР, лауреата международного конкурса им. Чайковского Ирины Бочковой и других, не менее именитых, талантливых скрипачей.

Музыка скрипки божественно красива, красива до слёз. Ничего в жизни не бывает случайного. Как оказалось, совсем не случайно подруга подарила мне эту книгу. Она мне была дана для того, чтобы в моей жизни как можно больше было счастливых мгновений. И я до сих пор благодарна ей за этот прекрасный подарок.

Становление музыканта

Ну а сейчас о Паганини. Он родился в Генуе 27 октября 1782 года. Жизнь его была очень трудной. Отец был любителем музыки, но более всего он прославился в городе как игрок, драчун и пьяница. Понимая, что сын талантлив, он заставлял его часами играть на скрипке, надеясь, что, став великим музыкантом, он обеспечит его старость. Вместе с тем, он не любил сына и даже издевался над ним. «Я сделаю из тебя чудо, проклятая обезьяна!» – кричал он, избивая Никколо.

Недоброжелатели часто надрезали ему струны, подсыпали стёкла и втыкали гвозди в обувь
Маленький Паганини играл во время церковных богослужений, зарабатывая этим небольшие деньги, которые отец тут же забирал, чтобы пропить или проиграть.

Юношей Никколо стал выступать в концертах для благородной публики. Его виртуозная игра всех завораживала, но многие его и не любили, считая, что такой талант может быть только от дьявола. Он умел «разговаривать» струнами, одной скрипкой заменял оркестр, не прерывал игру, если на скрипке лопались струны, ему даже одной струны хватало для шедеврального выступления. Недоброжелатели часто надрезали ему струны, подсыпали стёкла и втыкали гвозди в обувь, могли даже сорвать концерт, сочиняли о нём разные небылицы, размещали их в газеты, после чего его разыскивала полиция.

Красавица Армида

Желтоватое лицо, острый нос, угольно-чёрные глаза и спутанные тёмные волосы – таким был портрет великого музыканта. Несмотря на непрезентабельный внешний вид, Паганини не был обижен вниманием женщин.

Однажды, когда Паганини в очередной раз разыскивала полиция, друзья достали для него приглашение в один из итальянских замков. Там вместо почтенного старца, которого он предполагал увидеть, его встретила молодая красавица Армида – владелица замка. Она протянула ему руку для поцелуя и сказала: «Я три раза слушала вашу игру и хотела вас поблагодарить». За ужином она много говорила о себе, о своём имении, о любимых розах и тюльпанах. У Никколо не было с собой скрипки, но хозяйка была довольна тем, что он найдёт у неё отдых и покой. Она играла для него на гитаре. В первый же вечер между хозяйкой и гостем вспыхнула любовная страсть. Никто не расспрашивал графиню о длинноволосом загорелом садовнике. Каждое утро, выпив кофе, Паганини брал садовые ножницы и отправлялся на работу. Скрипка была забыта, окружающие не узнавали в садовнике знаменитого скрипача. Паганини засыпал в объятиях графини, играл на её гитаре и сочинял произведения в её честь. Армида любила Паганини за страсть, а его уродство только придавало пикантности этой любви.

Читайте также:  «Храним в архиве...»

Но музыкант стал скучать по скрипке, и в один прекрасный день покинул замок. Армида даже не пыталась его удерживать. А он отправился в длительное концертное турне.

Везде музыкант имел бурный успех и получал огромные гонорары. Однако жизнь его не была беззаботной. Поссорившись с влиятельными людьми и церковью, Паганини не знал ни счастья, ни покоя. Отец постоянно просил денег, хотя Никколо исправно высылал ему средства на существование. Кроме того, Паганини часто болел.

В поисках счастья

В его жизни встречались и другие женщины. Он даже женился на певице Антонии Бьянки, которая иногда пела в его концертах. Он надеялся найти счастье в семейной жизни. Не получилось. Из прекрасной Эвридики жена вскоре превратилась в гневную Медею. В этом браке у Паганини родился сын Ахиллино – его радость, его счастье, его гордость. Паганини был любящим отцом: он укладывал сына спать, рассказывал ему сказки, часами просиживал у его постели, когда тот болел, ходил с ним гулять к морю.

Чтобы избавиться от мысли об этой женщине, он выразил свои чувства в музыке
Много раз он видел на своих концертах Армиду, однако она всегда покидала зал до окончания его выступления, и он не мог с ней поговорить. Пытался разыскать её в замке, но привратник сказал, что она здесь более не живёт. Но после этого он получил письмо, написанное знакомым почерком: «Не ищите встречи со мной, я по-прежнему вас люблю, но мы не должны видеться».

Мысль об этой женщине не покидала Паганини, она не давала ему покоя. Чтобы избавиться от мучительного чувства, он сделал то, что делал всегда в критические моменты жизни. Выразил свои чувства в музыке, написав пьесу «Венера и Адонис», и в ближайшем концерте разыграл диалог на двух струнах. В «разговоре» двух струн было осуществлено музыкальное выражение счастья, горя и любви.

После смерти великого скрипача Ахиллино долго добивался, чтобы тело отца было похоронено по католическому обряду, так как церковь, считая игру Паганини дьявольской, не разрешала предать его тело земле.
Паганини прожил 57 лет. Почти все эти годы – без отдыха и покоя. Но судьбе и этого было мало: прошло ещё целых 56 лет, прежде чем прах скрипача обрёл, наконец, покой. Похоронен Никколо Паганини в городе Парма.

Светлана САДОВСКАЯ

При подготовке статьи использованы материалы вышеупомянутой книги.
На фото. кадр из фильма «Paganini: The Devil’s Violinist» (2013)

Интересные факты

  • Личность великого скрипача была окутана таинственностью, которой способствовала удивительная «демоническая» внешность и неправдоподобно длинные пальцы. О его суеверности ходили слухи, которые рождали предположение о том, что Паганини заключил сделку с дьяволом, купив у него свой талант, и церковь даже пыталась запрещать его концерты.
  • Свою любимую скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Позже инструмент получил имя «Вдова Паганини». Также в коллекции скрипок виртуоза были работы Страдивари и Амати.
  • Музыкант был фантастически рассеянным. Казалось, ему вовсе не было дела до тех сторон жизни, которые не касались музыки, например, он путал год своего рождения. К подобным промахам маэстро относился равнодушно, заявляя, что его память «находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку».
  • Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем.
  • На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый выход он продумывал до мельчайших деталей.
  • После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.