Ср, 24 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Ср, 24 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
К труду привык с детства
29 декабря 2017, 14:00

К труду привык с детства



Продолжаем рассказывать о ветеранах системы исполнения наказаний. В этот раз герой материала – Виктор Борисович Коптеев. Родом он из деревни с поэтичным названием Ключики. Всю жизнь там и прожил, только недавно они с женой переехали в соседний посёлок Восточный, куда часто в гости к ним приезжают сыновья, дочь и внуки.

Жизнь сложилась как в пословице: где родился, там и пригодился. После школы в 1969-м окончил Талицкое профтехучилище по специальности «бригадир полеводческих бригад» с квалификацией тракториста. Работать устроился во второе отделение Аксарихинской колонии (тогда – УЩ-349/9), которое как раз располагалось в Ключиках. Немного поработал, и весной 1970-го призвали в армию. Служил в Чехословакии, а через два года вернулся – снова на трактор. И больше сорока лет отработал в сельском производстве передовой колонии (сегодня КП-45), и за самоотверженный труд постоянно получал и денежные Премии, и ценные подарки, и почётные грамоты от руководства ГУФСИН и губернатора. Сначала 12 лет – трактористом и комбайнером.

Виктор Борисович Коптеев
– В 1984 году предложили мне стать управляющим сельхозучастком, – рассказывает Виктор Борисович. – До лихих девяностых хозяйство было очень хорошее, крепкое, крупное. У нас была единственная в области сельхозколония. А в нашем отделении основное направление – свиноводство, и моя задача была организовать производственный процесс – и животноводческую отрасль, и полеводческую.

Посевной клин второго участка был 1181 гектар, плюс пастбищные и сенокосные угодья. 800-850 гектаров засевали зерновыми, около 200 – многолетними травами. Работало больше 20-и тракторов, семь комбайнов, и никогда, вспоминает мой собеседник, не было проблем ни с горюче-смазочными материалами, ни с кадрами. Была в отделении своя тракторная бригада. А в самих Ключиках стояло семь корпусов свинофермы, содержалось там маточное поголовье, хряки и поросята до полугода. И куда всё это потом делось, зачем нужно было разрушать налаженное производство, в котором и слыхом не слыхивали ни о какой африканской чуме?

– Сельский труд, – размышляет Виктор Борисович, – начинался с 11-12-и лет, а то и раньше. Сейчас только начинаешь это осмысливать. В каникулы летом, например, мы, вместо того чтобы побегать, отдохнуть, получали инструмент и ходили сорняки на поле срубать. На эти работы ставили школьников и пенсионеров. Когда стал постарше, на лошадях сено подвозил к зародам. В 15 лет уже на конных граблях вместе с другими работал. Так с детства люди и привыкали к крестьянскому труду.

Читайте также:  Харламов, Якушев, Фетисов, Ригерт – в одном альбоме

Мы долго беседовали с Виктором Борисовичем, он рассказывал о том, как работалось в колонии в то «золотое» время, какая техника работала в полях – сильная, новая, всему району колония помогала во время посевной и уборочной. Рассказал о том, как бесконвойное содержание в зоне заменили поселением, а сроки были большие – например, 15 лет плюс пять ссылки. И очень переживал он и тогда, когда прочное хозяйство, как и всё в стране, начало разрушаться, гаснуть, и сейчас, когда вернуться к былым успехам уже очень трудно.

– В пик нашего расцвета до всеобщего развала мы в год получали до пяти тысяч поросят приплода. Представляете, какой был постоянный конвейер! – продолжает Виктор Борисович. – А урожаи какие были! Наверное, самые высокие по району. Минеральные удобрения вносили всегда, соблюдали севооборот и никогда не было такого, как в последние годы моей работы: надо с поля уезжать, а мы ждём, пока бензовоз солярку привезёт. Поля у нас замечательные, земли отличные. Сей – не хочу. Сейчас бы технику хорошую и кадры. Конечно, главное, что тормозит работу, – режим, от него никуда не деться. Ведь как надо работать по-крестьянски, по-настоящему? Что пахота, что посевная – от темна до темна, чтобы ни минуты не терять в сжатые сроки. А если понадобится, то и ночами работать. А в режимном учреждении так нельзя. Откуда же возьмутся высокие результаты? Да ещё при такой нехватке рабочих рук, как сегодня?

Сегодня он внимательно наблюдает, как пытаются восстановить сельское хозяйство. Душа, конечно, болит, но надежда на то, что когда-нибудь сельхозколония вернёт себе былую славу, конечно, всегда остаётся.

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.