Чт, 28 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 28 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
23 апреля 2014, 12:00

Камышловец спасал покорителей Севера



Наши земляки

Однажды мне позвонила знакомая женщина и спросила, не знаю ли я, почему улица, на которой она живёт, носит имя Леваневского и кто он такой? Не наш ли земляк? Было это давно, сейчас бы каждый нашёл всю информацию на нужном сайте. И всё-таки кое-что из ответов, даваемых нам Интернетом, остаётся недосказанным. Например, такой факт, что в Камышлове жил человек, причастный, как и Леваневский, к авиации и спасению челюскинцев.

Но сначала о Леваневском. Сигизмунд Александрович родился в 1902 году, советский лётчик, Герой Советского Союза. В 1934 году участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», за что и удостоился этого звания. Почему улица в Камышлове названа в честь него? Вероятно, потому что в тридцатые годы начиналась застройка той части города, которую мы называем «Вырубка», а улицам присваивали имена особо почитаемых в те годы советских покорителей Севера. Ведь совсем недалеко от Леваневского проходит улица Молокова – ещё одного лётчика, принимавшего участие в спасении «Челюскина» и удостоившегося звания Героя Советского Союза.
Был среди спасавших «Челюскин» и уроженец Камышлова Яков Георгиевич Савин. Он родился 13 октября 1894 года в семье железнодорожника, в 1909 году окончил городское училище и стал работать в депо станции Камышлов учеником слесаря. Подростку хотелось учиться, он самостоятельно подготовился и поступил в Екатеринбургское реальное училище, по окончании которого стал преподавать в начальных классах. С 1912 по 1915 работал он в одной из земских школ Камышлова. А в 1915 году был мобилизован в армию, в железнодорожные войска, дослужился до ефрейтора. Шла первая мировая война. Из материалов, хранящихся в музее, узнаём, что в 1917 году он работает в земской управе, в школьном отделе. Был демобилизован по болезни.
В 1918 году поступил слесарем в авиационный отряд, а потом служил авиамотористом в частях Красной Армии. Принимал участие в боях под Волочаевском. Это были знаменитые бои, вошедшие в историю, и даже в песне о них поётся: «И останутся, как в сказке, как манящие огни, штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни!».
В 1922 году наш земляк уже служит в Сибирском военном округе, на авиабазе моторного цеха, а чуть позднее становится линейным бортмехаником «Добролёта» – Добровольного общества лётчиков. Как мы видим, знания технические, полученные в городском камышловском училище, пригодились больше, чем педагогическая практика. Воздухоплавание становится основным занятием Я.Г. Савина.
1941 год он встречает в Одессе инженером авиапорта. Но до 1941 года Яков Георгиевич стал участником исторического события, за которым следил тогда весь мир. Речь идёт об освоении Северного полюса.
12 июля 1933 года из Ленинграда отправился ледокольный пароход «Челюскин». Цель экспедиции – узнать, можно ли проплыть через Северный Ледовитый океан из Ленинграда во Владивосток. На «Челюскине» было более сотни пассажиров, среди них десять женщин и две девочки.
Пароход затирают льдины, машины останавливаются, льдины вот-вот раздавят своей тяжестью судно с людьми. Командир корабля О.Ю. Шмидт был готов к такому явлению. Все необходимые вещи стояли на палубе, и как только затрещали борта, он дал команду эвакуироваться на лёд. Высадившись, люди стали устраивать лагерь на льдине. На большую землю ушла радиограмма «13 февраля в 13 часов 30 минут «Челюскин» затонул». Многие тогда говорили, что челюскинцев не спасти. Для посадки самолёта нужен аэродром, а как его сделать на движущихся да ещё постоянно трескавшихся льдинах? На спасение двинулись пароходы, побежали собачьи упряжки. Все старались пробраться к лагерю Шмидта. Из самолётов первым к лагерю долетел лётчик Анатолий Васильевич Ляпидевский. Его экипаж находился тогда ближе всех к месту аварии. Но сначала несколько суток искали лагерь, возвращались в исходную точку, чтобы заправиться топливом. 5 марта всё-таки Ляпидевский забрал с льдины всех женщин и детей и собирался вернуться за другими членами экспедиции, но случилась поломка самолёта. Остальные челюскинцы были спасены экипажами лётчиков Молокова, Каманина, Водопьянова, Слепнёва, Леваневского, Доронина. Вот в команде Доронина и был наш земляк Яков Савин. Ему к тому времени было уже сорок лет. За эту операцию семь человек получили первые Золотые Звёзды Героя. Под
№ 1 – А.В. Ляпидевский, а также Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнёв, Леваневский и Доронин, а наш Яков Георгиевич, как и другие члены экипажей, был удостоен ордена Ленина.
В годы войны Я.Г. Савин обеспечивал перегонку самолётов из Америки на фронт. После освобождения Одессы в июле 1944 года он снова переводится туда. В 1950 году подаёт в отставку в связи с ухудшением здоровья.
Умер лётчик в 1959 году. Хочется верить, что Яков Георгиевич помнил свой родной Камышлов, а может быть, пролетая над Уралом, посылал ему мысленно приветы.

Читайте также:  Стоит ли ждать «особого случая»?

Елена ФЛЯГИНА


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.