Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
07 октября 2013, 10:00

Семья математиков



День учителя

Фаина Раневская когда-то сказала, что есть три профессии: врач, педагог и актёр, – которыми нужно родиться. Абсолютно точно. Трудно научить быть чутким, терпимым и терпеливым, справедливым и спокойным, понимающим и творческим одновременно. Это дано не всем. Но если дано, тогда человек, выбравший для себя однажды профессию педагога, счастлив и делится своим счастьем с учениками – озорными, непослушными, шумными, любознательными.

Именно такой мне всегда казалась учитель математики Ирина Марковна Подоксёнова – уравновешенной, неравнодушной, ответственной. А познакомившись с ней, я в этом убедилась.
Ирина Марковна с 1971 года трудится в Скатинской школе, с тех пор как приехала сюда вместе с семьёй. И уже много лет бок о бок с ней работают ее дети – Елена и Сергей. Это удивительно, но специальность они выбрали, как у мамы. Елена Владимировна – преподаватель физики и математики, Сергей Владимирович – математик-информатик. Может быть, это прозвучит сентиментально, но в наше время, когда учителем мечтает стать далеко не каждый, передать любовь к своей профессии по наследству – большая редкость. Мало того, нелёгкий путь выбрали себе и внучки (у старших – музыкальное направление, у младших – точные науки). «И самый младший, Ванечка, родился с цифрами в голове, – рассказывает счастливая бабушка. – Везде и всё уже считает». Кто знает, возможно, и он будет продолжателем династии.
– Почему я стала именно учителем математики? – вспоминает Ирина Марковна. – Думаю, повлияла мамина профессия – бухгалтер. Очень часто она приносила работу домой, вечерами садилась за стол, раскладывала бумаги, ставила счеты и начинала священнодействовать. Тогда я была маленькая, не понимала еще, что она делает, но значки на больших листах в «амбарных» книгах и щелканье косточек завораживали. Нам с сестрами разрешалось даже играть со счетами. На них мы и научились считать.
В третьем классе нас учил математике Савин Васильевич Вдовин. На одном из уроков он безуспешно пытался объяснить нам тему, и, возможно, отчаявшись в наших способностях, огромными буквами во всю доску написал: «НА+, Вx». И мы сразу поняли, что увеличение на сколько-то единиц требует действия сложения, а увеличение в несколько раз – умножения. Это так меня поразило, что захотелось тоже кому-то так хорошо и понятно объяснить.
С 5-го класса я училась в Четкаринской школе, – продолжает свой рассказ И.М. Подоксенова, – уроки математики у нас вела Маргарита Ивановна Епанчинцева. Её знают и любят многие учителя не только города, но и района (она долго работала потом в педучилище, правда, была тогда уже не Епанчинцева, а Савина). Мы были влюблены в нее и в математику, а я точно решила, что буду учительницей, такой, как Маргарита Ивановна.
Какой буду учительницей?
Найти ответ на этот вопрос помогли и другие учителя Четкаринской школы. В старших классах нас учила математике Валентина Васильевна Артамонова. Мне нравились ее строгость, принципиальность и справедливость. Но больше всего влюблена я была в нашу учительницу физики Валентину Демьяновну Волкову. Она не была строгой, это была сама доброта. Отзывчивость, тактичность, терпение – вот ее основные черты. По крайней мере, мне так казалось. И хотелось все это, взятое у любимых учителей, совместить.
После школы поступила в Тюменский пединститут на физмат. Другого пути уже не представляла. И там тоже были прекрасные педагоги. Элементарную математику нам читал Бог (может быть, его фамилия была Бох). Я не помню, к сожалению, мы звали его просто Богом. Именно он привил вкус к олимпиадным задачам, которые я и сейчас решаю с большим удовольствием. И хочу, чтобы все ребята приобщались к таким задачам, над которыми надо думать.
А еще в Тюмени на первом курсе я однажды попала в магазин наглядных пособий. Там увидела, что таблицы, диафильмы, диапозитивы можно купить. И стала покупать. А так как даже повышенная стипендия была невелика, то пришлось искать работу. Три года занималась репетиторством. И покупала все, что нравилось. Поэтому в Ивановскую школу Ялуторовского района Тюменской области, куда попала по распределению, приехала со своим методическим «багажом».
С 1971 года начала работать в Скатинской школе. Самое большое влияние здесь на меня оказала Людмила Григорьевна Готкис. Она помогла понять, что нет предела совершенству, что учиться, думать и искать надо всегда. У нас в школе много педагогов, у которых я и сегодня учусь, которых бесконечно уважаю.
…Труд педагога. Как много за этими словами! Горы тетрадей, тысячи уроков, сотни детей, которых учишь и с которыми учишься сам, незабываемая радость достижений и творческих побед. Это – жизнь учителя, и так будет всегда…

Читайте также:  Где учился, там и пригодился

Галина ШИПИЦЫНА.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. ВЛАД:

    Ирина Ммакаровна и дети, ставшие учителями! Гордитесь званием народного учителя. Все трудности преодолев, героями станьте в селе.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.