Камышлов творческий
Подошёл к концу очередной учебный год. Год открытий, новых знаний, очередных достижений, печальных и радостных событий. Кто-то из учащихся только окончил 1-й класс, а кто-то уже закрывает эту страницу своей жизни, прощаясь со школой.
Вот и в Художественной школе прошёл заключительный выпускной экзамен, и шесть девчонок, шесть умниц покинули стены нашей школы, успешно окончив обучение: Полина Пинегина, Полина Романюк, Настя Антипина, Глория Силюк, Катя Боровских и Алиса Клюева. Группа очень дружная и весёлая. Девчонки всегда помогали друг другу, поддерживали. Да и мы, преподаватели школы, их полюбили как родных. Особенно их классный руководитель Наталья Михайловна Шейбак, к которой они в любой момент могли прийти и с радостью, и с горем. Девчонки знали, что в любой момент их любимый классный руководитель сможет поддержать, успокоить, помочь и порадоваться вместе с ними.
23 мая всех их ждало последнее испытание – защита дипломных работ – экзамен по станковой композиции. Уже успешно сдан экзамен по истории искусств. И вот оно – последнее и самое трудное – представление на суд зрителей и экзаменационной комиссии своей первой самостоятельной творческой работы. Это на порядок сложнее, чем выучить и рассказать билет на экзамене по истории искусств, хотя и там было очень волнительно.
К экзамену выпускницы начали готовиться с декабря, когда задумались о выборе темы своей будущей композиции. У всех был период метаний, неуверенности, принятия или отвержения первоначальной темы. А потом был долгий период поисковых эскизов, выбора материала исполнения, подготовительной работы, которая складывалась из набросков, поиска верной композиции, выполнения тоновых и цветовых эскизов и непосредственно работы над картинами.
И получилось так, что почти все выпускницы выбрали для своей дипломной работы тему детства, причём своего собственного – с радостями и переживаниями, с мечтами и размышлениями, с безграничной любовью и нежностью, которыми их окружают родители. Может, это получилось спонтанно, а может, они чувствуют, что этот беззаботный период в их жизни постепенно заканчивается, и они пытались его зафиксировать в своих работах, оставить свои автопортреты, то есть себя такими, какими они уже не будут никогда.
В этот год председателем экзаменационной комиссии была заместитель директора по воспитанию Свердловского художественного училища имени Ивана Шадра Полина Андреевна Кудашева. Для каждой выпускницы она нашла нужные слова, задавала конструктивные вопросы и давала необходимые советы. В комиссию также входили и преподаватели нашей школы: Наталья Михайловна Шейбак, Андрей Евгеньевич и Ольга Ивановна Гурины, Надежда Павловна Денисова и Яна Леонидовна Попова. На защите дипломных работ также присутствовали родители и друзья наших выпускниц, учащиеся старших классов школы, а также неравнодушные к искусству люди.
И вот началось представление работ. Надо сказать, что все девчонки выполнили не одну работу, а триптихи и диптихи. То есть работы, состоящие из трёх и двух частей, связанные одним сюжетом. А Глория Силюк нарисовала целый тетраптих – произведение, состоящее из четырёх частей.
Первой выступала Полина Пинегина. Темой своего триптиха она взяла мир детской игры. В своих живописных работах она рассказала о своих любимых детских играх с верными друзьями – битве с крапивой, строительстве домика на дереве и фантазиях на тему на что похожи облака. Это не просто изображение заявленных сюжетов, а попытка напомнить нам, взрослым, что в процессе этих занятий детская фантазия превращает крапиву в целое вражеское войско, на битву с которым выстроились русские богатыри. Что домик из досок, построенный на дереве, при помощи воображения становится неприступной крепостью из средневековых рыцарских романов, а облака способны «увести» за горизонт обыденности в страну, полную грёз и волшебства, где живут сказочные драконы и прекрасные принцессы. И у Полины действительно получилось приоткрыть эту заветную дверцу в детство, и каждый взрослый, сидящий в зале, вспомнил свои детские миры, которые жили в его фантазиях.
Следом за Полиной выступала Алиса Клюева. Она в своей работе обратилась к животрепещущей теме для каждого жителя нашей огромной страны – Великой Отечественной войны. Но, как сказала сама Алиса в представлении своего диптиха, она хотела показать, что и во время той тяжёлой годины у людей было место для нежности, радости и любви. Алиса выполнила работы на тему песни «Смуглянка» поэта Якова Шведова и композитора Анатолия Новикова. Эта песня и по сей день является одной из самых известных и любимых произведений времён Великой Отечественной войны. Алиса выбрала для своих композиций два сюжета из текста.
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград…
И на картине у Алисы действительно мы увидели уголок огромного сада, купающегося в лучах тёплого южного солнца, молодую красивую девушку и смущённого юношу. Ничего не предвещало страшных событий войны. Композиция наполнена спокойствием и нежностью. А вот вторая часть диптиха относит нас к окончанию песни:
…О смуглянке-молдаванке
Часто думал по ночам…
Вдруг свою смуглянку
Я в отряде повстречал!
И здесь уже совсем другое настроение – тенистый лес, укромное место под сомкнутыми кронами старых деревьев, партизанская землянка, сами партизаны, отдыхающие после задания. А на первом плане трогательная встреча главных героев. И словно нет войны, боли, страха, смерти. Весь мир в этот момент сосредоточился на этой лесной поляне, на этой тихой беседе молодых людей, на этом незатейливом букетике цветов, который парень собрал для своей любимой девушки. Алиса также материалом своей работы выбрала гуашь за её укрывистость и бархатистость.
После Алисы свои работы представила Катя Боровских. Она в своём триптихе рассказала о любимой игрушке детства, с которой не расстаётся до сих пор. Когда-то давно эту мягкую игрушку подарила Кате на Новый год любимая мама. И с тех пор она верный её друг. Катя наполнила свои работы мягкостью и нежностью. Сама тема подсказала и выбор материала исполнения. Цветные карандаши, как непременная атрибутика детства, тесно слились с тематикой произведений. И выбор тёплой цветовой гаммы тоже прозвучал очень органично во всех трёх работах. Мы увидели развитие сюжета от первого восторга маленькой девочки от новой игрушки, через каждодневное общение с ней до воспоминаний чудесных моментов, которые на третьей работе Катя выразила через присутствие в композиции изображения семейного альбома, фотографии из которого с тёплыми чувствами рассматривают мама и уже повзрослевшая дочь. А ещё все три Катины работы связывал цвет, который присутствует у главных героев – синий цвет игрушки и оранжевый в одежде мамы и дочки. И такой цветовой контраст придаёт работам живость, естественность и искренность.
И снова тема детства заиграла новыми красками и с новой стороны в работах Полины Романюк. Она решила обратиться к своей любимой книге детства – произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Эта философская сказка-притча когда-то в раннем детстве настолько потрясла Полину, что стала для неё другом, проводником на пути взросления, помогала ей осмыслять реальный мир через призму героев, придуманных когда-то де Сент-Экзюпери. И, конечно, в трёх композициях мы увидели и Маленького принца, который размышлял на страницах книги о смысле человеческой жизни; его капризную и обидчивую Розу; рыжего лиса, ждущего того, кто его приручит; гордого, но доброго Короля; Честолюбца, который ждёт на своей планете того, кто будет ему поклоняться, и других персонажей культовой книги. Как и в произведении, все герои живут на своих планетах. А сами планеты плывут по определённой траектории в открытом, безграничном космосе, подчиняясь какой-то верховной воле – такие одинокие и такие безучастные ко всему. Работы у Полины получились сказочные. Неоднородность тёмного пространства, светлые массы планет, скопления тысячи мелких звёзд уводили зрителей в иные недостижимые миры галактики Маленького принца. И я не ошибусь, что каждый из присутствующих в зале захотел вновь перечитать это произведение или открыть его для себя, если по какой-то причине с ним не знаком.
Настя Антипина решила рассказать об своей самой близкой подруге, об их дружбе, о прошлом лете, которое они провели вместе. Настя лишь приоткрыла дверцу своей души, показав один день из своей жизни. Когда она рассказывала о своём триптихе, было видно, как приятны ей воспоминания о былом лете, как с нетерпением ждёт предстоящего. Как вновь они с подругой будут собирать яблоки, купаться в речке и обсуждать дальнейшие планы, сидя на скамейке. И цвета, выбранные автором для своих композиций, вторили этой внутренней радости. Композиции получились яркими, сочными, жизнерадостными, непосредственными: как и сама Настя, как её ещё детский мир, наполненный весельем, наивностью и беззаботностью. Мир, в котором нет места переживаниям, разочарованиям и заботам.
И вот настало время завершающего аккорда экзамена. Свои работы представляла Глория Силюк. И вновь прозвучала главная тема нынешнего дня – тема детства. Но на этот раз детства, наполненного творчеством, трудом, упорством, усталостью и представлениями результатов своей деятельности. Глория раскрыла зрителям самую волнительную тему для всех учащихся Художественной школы – тему просмотра и подготовки к нему.
В четырёх рисунках именно графику выбрала Глория для своих композиций, она рассказала зрителям, как трудно порой бывает перед триместровой аттестацией. Сколько сил приходилось порой затратить, чтобы успеть завершить недоделанные работы. На работах видно, что даже в эти ответственные дни было место смеху и разговорам в их девчачьем дружном коллективе, когда они вместе готовились к просмотрам. Было время и поразмышлять в одиночестве над своими рисунками. Ведь каждый ученик Художественной школы испытывает неуверенность в своих работах, готовя их к просмотру. Как волнительно бывает на душе, когда вывешиваешь свои рисунки и с трепетом стараешься угадать, что скажет преподаватель. И всегда хочется услышать слова поддержки и одобрения.
Очень реалистично Глории удалось передать эту незабываемую атмосферу кутерьмы, которая обычно бывает у нас в школе перед просмотрами. И я не ошибусь, если скажу, как её будет не хватать девчонкам! Ведь для них «жизнь в художке» уже закончилась. Они уже перевернули эту страницу своей жизни. И сейчас перед ними открыт мир с множеством путей. Хочется верить, что искусство будет их сопровождать, помогать им и, в какой-то мере, направлять.
В конце выступлений девчонки вынесли все свои работы, и пока экзаменационная комиссия совещалась и выставляла оценки, зрители в зале могли любоваться и рассмотреть их во всех подробностях.
В заключительном слове Полина Андреевна поблагодарила выступающих за такие разнообразные работы, за то старание, с которым они подошли к подготовке к экзамену. Сказала напутственные слова, пожелала, чтобы искусство и творчество сопровождало девушек на их пути, и огласила результаты. Все выпускницы получили достойные оценки.
В самом конце настала торжественная минута вручения свидетельств об окончании Художественной школы, после которой девчонки, наконец-то смогли выдохнуть и с радостью начали фотоссесию с классным руководителем и членами экзаменационной комиссии. После напряжённого этапа защиты своих творческих работ настало время праздника, веселья и удовлетворённости своими результатами. Пожелаем нашим уже бывшим учащимся и в дальнейшем добиваться высот на выбранном ими пути. Верим, что кто-то из них обязательно профессионально свяжет свою судьбу с изобразительным искусством, и знаем, что творчество будет идти с ними рука об руку по жизни, потому что они учились в Художественной школе, впитали её дух, который будет каждый раз толкать их выплеснуть свои эмоции и переживания через рисунки. Ну и, конечно, мы будем всегда рады видеть их вновь, чтобы узнать об их радостях, сомнениях, преодолениях и о новых достижениях.
Светлана БЕРЁЗКИНА, заместитель директора Камышловской ДХШ
Фото из архива Камышловской ДХШ.
На фото. Экзамен сдан, свидетельства вручены! Выпускницы Камышловской детской художественной школы с педагогами и членами экзаменационной комиссии.
© Редакция газеты «Камышловские известия»