Рейд
– Хочется чего-нибудь новенького… – вздохнула 16-летняя девочка.
– Пошли пива купим! В городе полно «забегаловок», авось где-нибудь продадут, – ответил парень, всего на год старше её.
Только вдумайтесь: в Камышлове каждое четвёртое преступление совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения! И здесь возникает вопрос: а где же они берут выпивку? Кто-то просит знакомых, а кто-то покупает сам. И запрет продажи алкоголя несовершеннолетним местным продавцам не писан. Видимо, прибыль важнее здоровья будущей нации…
Я всегда мечтала поучаствовать в акции, организованной полицией. И, о чудо! – группа молодых общественников предложила пойти по злачным «точкам» и поймать за руку продавцов, продающих алкоголь детям. Я видела подобные операции по телевидению, и сразу согласилась. Да и работа сотрудников полиции мне интересна, тем более в этом ракурсе.
Ну как же мне без косяков? Находясь в стрессовом состоянии, забыла столь нужный для подтверждения моего несовершеннолетия паспорт. Поэтому пришлось ехать за ним, ибо я очень сильно хотела быть участником, а не просто наблюдателем. Страх, конечно, был. А как иначе? Всё-таки первый раз на меня возлагается такая ответственность: не выдать себя.
Пока я отсутствовала, мой напарник-одногодок Женька начал дело без меня. В первом магазине, что на улице Маяковского, сразу за полицией, пиво ему не продали. Но почему? История такая: посмотрев паспорт, продавец оформила покупку, а коллега, сидевшая рядом, вовремя опомнилась, и сказав: «Ты чё, ему же нет 18!», выхватила из рук напарника пиво…
Приезжаю на УИЗ, в павильон на улице Фарфористов, что у моста. Смотрю – вовсю идёт «взятие» продавца. В магазинчике не протолкнуться: здесь и депутат, и СМИ, и волонтёры, и полиция. Парень легко купил полторашку крепкого пива и показал «добычу» на камеру видеооператора.
Полицию вызвали сами, и как только та приехала, продавщица начала отшучиваться, якобы видела «засаду в окно» и специально продала, ради шутки. Но позже пошли фразы, неоднократно слышимые стражами порядка: «Посмотрите на него! Ему 16 лет никак не дашь!». Да, Женька выглядит старше, но она посмотрела паспорт! Там чёрным шрифтом написано – 1999 год рождения. То ли она считать не умеет, то ли для виду попросила его, мы всё ещё в недоумении. В любом случае, протокол составлен, свидетели опрошены, штраф за это до 30 тысяч рублей.
Что ж, настал и мой выход. Руки немного потрясываются, голос дрожит, но ничего, я собираюсь, включаю диктофон и иду с поднятой вверх головой к киоску в бывшем общежитии швейной фабрики. Уж больно много жалоб поступает, что здесь продают и сигареты, и алкоголь детям.
Девушка за прилавком после моей просьбы сразу же спрашивает год рождения, я молча достаю и показываю паспорт. Думаю, ну всё – не продаст, и тут она… продает мне пиво! Я ликую, но эмоции сдерживаю (сердце стучит, «у меня получилось» – звонко звучит в голове). Продавец отдаёт мне покупку и сдачу, я поворачиваюсь, и вижу сцену из приключенческого кино: справа ко мне подбегают журналисты с камерой, снимающие сделку, слева спешат мои руководители, уже вызвавшие полицейских.
Дальше действуем по обычной схеме – допрос, опрос и оформление сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних и борьбе с экономическими преступлениями. Эта часть мне особенно понравилась, я чутко наблюдала, что делает каждый из них. Ах да, совсем забыла отметить: «отпуская» мне пенное, продавец разговаривала по телефону.
– По городу идет рейд, проверяем паспорта молодых людей, – рассказывает она кому-то.
Это замечательно, что магазины у нас такие дружные, но почему тогда она мне продала? А потом нелепо оправдывалась, якобы мы подменили паспорт с 1997 года рождения на 1999. Смешно даже.
Пока возле «пятачка» разворачивалась операция, журналисты зашли в подъезд пятиэтажки узнать мнение жителей относительно этого киоска. «Давно пора прикрыть это хлебное место, летом молодёжь на машинах подъезжает, кричат, дерутся, громко смеются – спать невозможно. Пусть торгуют «зельем» до 23, как положено по закону, тогда и конфликта не будет. А так даже удобно, что в доме в любое время можно купить продукты» – так ответило большинство опрошенных людей.
Кстати, заполняя протокол, мы подсчитали сдачу, чтобы всё точно отразить. Оказывается, мне ещё и денег больше сдали, чем надо. Меньше разговаривайте по телефону, господа продавцы, будьте внимательнее с покупателями, тогда не останетесь внакладе.
Уф, сколько эмоций я пережила этим вечером! Мной даже овладело чувство гордости, что смогла помочь правоохранительным органам. А ещё я замёрзла – долгая процедура заполнения «бумажек» проходила на улице. Но это того стоило! На этом наша с Женькой «работа» закончилась, и нас развезли по домам.
Надежда МОРОЗ
Р.S.
Почему такие рейды проводятся редко? «Спасибо» законодательству, которое запрещает полицейским привлекать подростков. Хотите проверить, продают ли детям алкоголь, – сами организуйте акцию и по факту продажи звоните в дежурную часть. В прошлом году инициативу таких «вылазок» дважды брали на себя «бригантиновцы», в этом – волонтеры, в том числе я. Как эффективно работать полиции, если им приходится ждать добровольцев?
На фото Каждый рейд в Камышлове оборачивается оформлением протокола по факту продажи алкоголя несовершеннолетним.
© Редакция газеты «Камышловские известия»