Глава города М.Н. Чухарев ответил на вопросы журналистов
– Михаил Николаевич, имеет ли 2013 год какие-то особенности?
– Главная его особенность в том, что он не легче прошлого года. Даже труднее. Начиная с 2009-го мы начали входить в целевые программы, а это – дополнительная работа, да и денег, как обычно, не хватает на софинансирование, следует выстраивать работу так, чтобы дополнительные средства в бюджете появлялись, а это значит качественнее работать с налогооблагаемой базой, с землей, искать инвесторов.
– И они находятся? Кто же соглашается вкладывать деньги в наш Камышлов?
– Напрасно иронизируете. Если б не было инвестиций – не улучшилось бы освещение, не появился бы новый детсад и жилые дома. 470 млн. вкладывает «Облкоммунэнерго», освещая наши улицы. Осветили 90 км дорог из 150, на 4 года рассчитано, думаю, что мы все успеем… Договорились подсветить несколько исторических зданий, сделать освещенную лыжную трассу на Белых горах. Положение заметно меняется в лучшую сторону: подстанции ставят новые, опоры меняют, убирают алюминиевые провода и т.д. И еще ведем переговоры о 150 млн. уже касательно тепла. У нас останется три угольных котельных, появятся газовые, и мы только на этом сэкономим 30-40 млн. рублей.
Кроме этого, есть другие инвестиции, я их называю внебюджетные. Это итог государственного и частного партнерства, когда частник вносит долю за муниципалитет. У нас есть такой опыт: «Азурит» по этому принципу получил технику, которая работала и работает на благо городского хозяйства… Нас тогда не все поняли правильно, и если бы Дума в то время приняла сразу верное решение, эффект для бюджета был бы выше.
Кстати, не могу не сказать, как важно администрации и депутатам действовать вместе на благо города. Там, где нет противостояния – территория развивается, где оно есть – на годы выпадает и из системы дополнительного финансирования, и из программ…
– Вы упомянули строительство жилья. Радует, что наконец-то начали возводить новые дома. Каковы перспективы в этом плане?
– По указам президента к 2016 году мы должны закрыть проблему с аварийным жильем. Нам предстоит снести 87 домов и построить новое жилье. И мы это сделаем. Задача – привлечь инвесторов, строителей, это самое сложное, у нас нет сильных строительных организаций. Как ни пытался я реанимировать те, что у нас были, – бесполезно, да и неудивительно, в городе столько лет ничего не строилось…
– Михаил Николаевич, меняется ли ситуация с ведомственным жильем, или оно безвозвратно ушло в прошлое?
– Руководители, умеющие ценить кадры, к этому вернутся. У нас было 35-40 тыс. кв. м жилья всего, остальное – у предприятий. Сейчас – 450 тыс. кв. м, видите, как изменилась нагрузка на муниципалитет. Может начаться обратный процесс, а почему нет? Раньше в России были доходные дома – состоятельные люди строили жилье и сдавали его в наём, поговаривают и сегодня о такой возможности – тот же самый социальный найм, только в одном случае хозяин – муниципалитет, а в другом – собственник.
– А что на месте снесенных домов планируется? И тюрьма на новое место уйдет, а в освободившихся зданиях что будет?
– В основном это будущие строительные площадки. Что же касается зданий СИЗО – вопрос остается открытым. Мы ставим задачу о передаче их городу, хватит нам одних Бутырок. Как все решится – пока не знаю.
– Вы сказали, что приветствуете одноэтажное строительство. А в какую сторону город будет развиваться?
– Наш архитектурный отдел работает сейчас над документами территориального планирования. Смотрим перспективы освоения территорий за плодопитомником, в Барабе и за Шадринским мостом, ну а о микрорайоне Загородная – Карловарская мы уже рассказывали. Речь идет о строительстве индивидуального жилья, заявок очень много, очередь на получение земельных участков – более 190 человек. Это только льготников.
– Люди часто задают вопросы о возрождении зелёного хозяйства.
– В принципе, нам нужен горлесхоз, он бы и занимался озеленением. Но пока у нас идет «война» за леса, вы уже, вероятно, на сайтах об этом прочитали. Прокуратура считает, что мы занимаемся «захватом» лесов под собственные нужды. Это не так, и мы будем отстаивать свое право быть хозяевами той же лесной дачи. Перевод земель из одной категории в другую не будет пагубен для леса, наоборот, он позволит навести там порядок.
Что же касается озеленения города, то жители могут многое сделать сами, только садить нужно не клены и тополя, а яблони, рябины, сирень.
– В город заходят сети крупных магазинов. Вы уже упоминали как-то, что в этом вы не видите ничего плохого. Вам не жаль наших предпринимателей?
– Хочу, чтобы все понимали: не мы формируем эту систему, муниципалитет не может что-то диктовать собственнику, все сетевые магазины находятся в частных помещениях. Конкуренция – вещь жестокая, и это надо понимать. Но именно она заставляет мыслить и шевелиться. И когда наши коммерсанты начнут терять, это заставит их заниматься не только торговлей. Точек приложения сил – море! У нас не хватает приличных кафешек, негде посидеть и отдохнуть, нет бассейна, ни одного детского клуба, у нас даже часы негде отремонтировать! Это все может делать бизнес. Вот мы зачастую горюем: ах, не стало у нас промышленности. Да сколько городков в мире живут и здравствуют без нее. Не стало предприятий – давайте делать что-то другое. Оно вроде бы и делается. Вот, к примеру, надо старые деревья убирать – появился частник. Хорошо? Конечно. Только дорогая услуга у него, так надо, чтобы он не один был.
А по благоустройству сколько дел, оскомину тема набила. Но сами же мы мусор раскидываем, гадим… И все равно нам придется лицом к проблеме разворачиваться. Приводить в порядок зеленые насаждения, чтобы красивые места в городе все же были.
– Говорят, вы за Покровскую горку взялись?
– Собираемся. При Покровском соборе создастся попечительский совет, который будет курировать и его ремонт, и обустройство прилегающей территории. Хочется там все облагородить, деревья старые убрать, тропинки сделать, скамейки, освещение. Здесь же город наш начинался. Мечтаю поставить там первый блок-пост, чтобы у жителей округи была возможность пить чистую воду.
– Почему блок-пост? Что это такое?
– Живущие в многоэтажках платят за воду. А почему остальные этого не делают? Платить должны все потребители. Устанавливается небольшое помещение, в нем – система очистки воды. Есть кран с водой обыкновенной, водопроводной, рядом – с очищенной. Подходишь, вставляешь магнитную карту – и получаешь воду: неочищенную – 16 копеек за 10 литров, чистую – по 10 рублей за 5 литров. И роднички не нужны, еще не факт, что там вода чистая с нашим к ним отношением. Такие установки уже есть и успешно эксплуатируются.
– Вы про парки упомянули. Про парк учителей что скажете?
– Прочитал в нашей газете комментарии по поводу и долго ругался. По настрою публикации получается, все «за», а я «против»… Да не против я! И тоже хочу, чтобы этот парк был. Я против подобного подхода к проблеме. Смотрите: человек избирался в Думу, обнародовал идею, его избрали, а он затем приходит ко мне и говорит: давай денег, я же обещал! Разве это правильно? Если речь идет о бюджетных деньгах, надо сначала найти средства на проект, затем на экспертизу проекта, затем – котировки, кто выиграет и будет осваивать эти деньги. Такие сейчас правила игры!
– Но можно же существующую аллею в порядок привести.
– Так кто мешает? Но если о парке речь вести – нужно и дорогу там делать, и деревья корчевать, новые садить, скамейки, опоры ставить – это же все средства. Да там еще коммуникации под дорогой…
Конечно, скверы надо обновлять, украшать, все зеленые зоны требуют ухода, и памятники тоже.
– Вы сказали: бассейна нет. Возможна ли перспектива его появления в Камышлове?
– Последний разговор у меня был не так давно с В.И. Романовым, он с Сергеем Чепиковым беседовал, чтобы нас включили в проект «Единой России» «500 бассейнов», но, говорят, он для городов, где есть вузы… А инвесторы есть, они готовы вложить средства.
– А про строительство ФОКа не забыли?
– Нет, не забыли, и документы у нас готовы, привязки есть – речь о 2014 годе. Правда, в области на первом месте ЭКСПО, большой футбол… Но будем надеяться.
– Появится ли в городе пункт для бродячих животных?
– Думаю, что нет. Здесь ведь вот какая ситуация. Дело в том, что это не входит в полномочия муниципалитетов. Федеральные органы должны этим заниматься, проблема-то ведь общероссийская. Помню, еще Лужков пытался ее в Москве решить… Общество в любом случае разделится – животных же придется уничтожать, кто-то будет «за», кто-то «против». Затраты здесь большие. Но в то же время известно, что частный бизнес в некоторых местах берется и за это.
– А кладбище для домашних животных почему бы не определить? Это тоже проблема, тысячи кошек и собак содержатся в квартирах, они болеют, умирают…
– Здесь целый комплекс проблем, согласен. Любителей животных у нас много, и все нужно делать: от выставок собачьих до того, о чем вы говорите. Но свою точку зрения я уже высказал.
– Приближается лето. Где купаться будем?
– А вы знаете, что официальных пляжей в области не так уж и много? Массу требований нужно выполнить, чтобы открыть пляж. Опять же кивну на бизнесменов – они не хотят этим заниматься, а у муниципалитетов средств нет. Но люди к нам обращаются, и мы, конечно, что-то будем предпринимать: песка подвезем к местам купания, например.
Разговор с главой длился около двух часов. Обо всем в газете не расскажешь, но об основных проблемах мы написали. Уходя, Михаил Николаевич еще раз напомнил, что он всегда готов к общению.
К печати подготовила Людмила ЧИРКОВА.
Фото Андрея Зайкова из архива «КИ».
© Редакция газеты «Камышловские известия»