Хочу рассказать об учителе математики, чрезвычайно скромном человеке, Любови Фёдоровне Косовских, у которой я имел честь учиться с 1967 по 1972 годы в школе № 58.
За плечами Любови Фёдоровны – полвека педагогического труда в трёх школах города – 1-й, 58-й и 3-й. Родилась она на Полтавщине, в глухом селении, в мазанке, крытой камышом, на оккупированной немцами территории в октябре 1941 года, когда под Москвой решалась судьба великой страны – Союза Советских Социалистических Республик.
Учитель математики школы № 58 Любовь Фёдоровна Ранюк (ныне Косовских). Фото 1972 года.
В школе Люба училась усердно. При свете свечи готовила домашние задания. В 16 лет вынуждена была переехать к старшему брату в Горловку, чтобы нянчиться с двухлетней племянницей. Вскоре за неимением средств учёбу ей пришлось оставить и пойти работать, но мысль об окончании школы её не покидала. Старшая сестра помогла и устроила младшенькую в школу-интернат в Симферополе, которую она и окончила. Здесь же поступила в педагогический институт, а после переезда в Камышлов государственные экзамены сдавала уже в Свердловском педагогическом институте.
Конечно мы, ученики шестых классов, ничего об этом не знали. Перед нами была молодая, собранная, подтянутая, строгая учительница математики. Характер у Любови Фёдоровны был жёсткий (во всяком случае, нам так казалось), видимо, под стать тому времени, в котором она родилась. На уроках приходилось «пахать» от первой минуты до последней, спуска она нам не давала.
Не все родители были согласны с оценками своих детей, считая, что Любовь Фёдоровна их занижает. Но после того как их дети сдавали на пятёрки математику в институтах, приходили и просили прощения.
А вот что рассказывает о Л.Ф. Косовских библиотекарь школы № 3 Римма Владимировна Шишкарёва, которая хорошо знала её по совместной работе в школе: «В 90-е годы Любовь Фёдоровна пришла работать в новую школу № 3. Ей поручили набрать по собственному выбору математический класс. К данному делу она отнеслась крайне ответственно. Ещё до набора учеников в пятый математический класс, в котором впоследствии стала классным руководителем, она ходила на уроки в начальную школу к прекрасному учителю Людмиле Николаевне Несытых. Смотрела на будущих учеников: как они работают на уроках, каковы их результаты обучения и только после этого лично приняла решение о наборе в свой класс.
Мы, родители (а Римма Владимировна – мама одного из учеников математического класса – прим. автора), конечно, были заинтересованы в результатах учёбы своих детей, хотели, чтобы они смогли во взрослой жизни реализоваться, быть конкурентоспособными. Но то, что сделала их классный руководитель, – совершенно другой уровень ожиданий. Мы это осознали гораздо позже.
Любовь Фёдоровна – образец собранности, подтянутости, и ребят сделала такими же, постоянно нацеленными на результат. Её ученики принимали участие в городских, районных и окружных олимпиадах по математике и становились призёрами. В их числе Максим Нецлов, Михаил Кошелев и Дмитрий Шишкарёв.
Её девятый математический класс сдал экзамены по математике на пятёрки (всего две или три четвёрки). Сегодня её ученики проявляют себя по всем направлениям: Олег Рожин окончил военное училище, он патриот и защитник Родины; Миша Кошелев работает на железной дороге; Алексей Рейсбих, кроме учёбы в математическом классе, активно занимался спортом – кандидат в мастера. Он окончил РГППУ, ныне очень талантливо преподаёт физкультуру.
Я благодарна за сына Дмитрия: сегодня он директор конструкторского бюро в Екатеринбурге, конструирует машины по ремонту железных дорог, которые производят в Туле».
Каждый из выпускников класса Любови Фёдоровны сегодня работает так, как она его научила. Это подтверждает и проникновенное письмо-посвящение выпускницы школы № 3 2004 года Марии Марковой: «Говорят, случайных встреч не бывает. Каждый человек в нашей жизни – либо испытание, либо наказание, либо подарок. Каждая встреча наполнена смыслом, и становится проще жить, если понимаешь, каким именно.
В моей жизни была встреча, дарованная мне Богом, встреча с наставником, учителем, классным руководителем Любовью Фёдоровной Косовских. Встреча, которая предопределила мой профессиональный путь, помогла мне с выбором профессии, а самое главное – повлияла на формирование меня как человека, умеющего сочувствовать и сопереживать, и показала, что всё в жизни можно исправить.
Мы, родители, заинтересованы в результатах учёбы своих детей, хотели, чтобы они смогли во взрослой жизни реализоваться
Сказать, что я благодарна этому человеку – не сказать ничего. Любовь Фёдоровна сформировала меня!»
Любовь Фёдоровна, спасибо вам за всё. Будьте здоровы и счастливы.
Сергей КАРЯКИН, от имени благодарных учеников и их родителей
Фото из архива Сергея Карякина.
Восьмой математический класс школы № 3, 2001 год. В первом ряду в центре – классный руководитель, учитель математики Любовь Фёдоровна Косовских.
© Редакция газеты «Камышловские известия»