500-300 миллионов лет назад (в разных источниках по-разному: 40-60 миллионов) география планеты была совсем другой. Здесь, где мы живём, шумели волны Уральского океана. На тот момент это был самый маленький океан на Земле, поэтому часто его называют Уральским морем.
Шло время, менялись геологические эпохи, менялась география Земли. В 1913 году Модест Онисимович Клер – российский геолог, палеонтолог, гидрогеолог, краевед – обнаружил на реке Дерней в отложениях пермского периода зубы наиболее древних акуловых рыб.
Реки способны вскрывать верхнемеловые и палеогеновые отложения, что и случилось на реке Дерней. Учёные до сих пор не знают, по какой причине именно здесь массово погибали подводные чудовища, чьи размеры составляли около семи метров в длину. Но это захоронение доисторических акул в отложениях пермского периода признано крупнейшим в северном полушарии. Об этом говорят результаты первых восьми экспедиций: учёные достали со дна реки более 53 тысяч зубов. И до сих пор простые обыватели продолжают находить в Дернее острые клыки. Учёные предполагают, что прямой наследник древних акул до сих пор обитает в Тихом и Атлантическом океанах. Это акула-гоблин.
Кроме зубов, в песках реки Дерней можно найти и другие интересные ископаемые. Нам, например, попадались окаменевшие позвонки древней рыбы. А другие исследователи находили пластинки ископаемых скатов, кости и даже зубы носорогов.
Прочитав эту информацию в интернете, мы с напарником Ильей решили наконец-то реализовать свою мечту последних лет. Сборы были недолгими. Я взял совковую лопату, дуршлаг, подсумок для того, что намою, а Илья (обхохочешься) взял только кружку.
И вот мы в Четкарино Пышминского района, что в сорока километрах от Камышлова. Подошли к реке, переговорили с местным жителем, который напрочь убил наш оптимизм: «Сколько живу, ни разу про зубы не слышал». Поехали в следующую деревню – Боровлянку. У встречной женщины поинтересовались нашей темой. Она утвердительно сказала, что вот именно в этом месте, рядом с автомобильным мостом, люди и моют то, что осталось от акул. Ну наконец-то – мы у цели. Перекусили, так как предстояла непростая работа – лопатить песок, мне лопатой, а Илье… кружкой.
С хорошим настроением взялись за дело: зашли по колено в речку. Первая лопата показала, что поверх песка лежит пятисантиметровый слой ила. После тщетных попыток намыть кружкой морской клад у Ильи азарта заметно поубавилось. От кружки здесь толку нет, так как надо уходить на глубину около 30 см. Он уныло наблюдал за моими тщетными попытками. Сорок минут поисков результата не дали. Тогда мы переехали в Нагибино. Побродив вдоль берега, сделали вывод, что и здесь нам удачи не видать, потому что берега заросли ивой, к тому же бобры настроили плотин, подняв уровень воды. Подъехавший на тракторе дядька пояснил: «Это когда-то люди здесь находили зубы, а сейчас нет, все берега заросли». Не начав никаких действий, мы покинули Нагибино.
Что делать? Принимаем решение вернуться в Четкарино, ведь изначально знакомые направляли нас туда. В Четкарино речка, точнее – ручей, совсем не глубок, до 5-7 см, вода проточная. Это наш последний шанс. Принялись за работу. Первому повезло Илье, это было понятно по восторженному возгласу. Действительно, зуб акулы, около 3,5 см. Корневая часть зуба выглядит вилочкой коричневого цвета, а на основной части, даже спустя миллионы лет, видна зубная эмаль. Первая находка окрылила нас, появился азарт, и мы принялись за дело с особым рвением. В коллекцию, кроме зубов, попали: позвонок, какая-то непонятная кость с намёком на сустав и ещё неизвестно что.
Наше путешествие по дну Уральского моря заканчивалось, в голове всплывали воображаемые картины давно минувших дней. Поездка получилась интересной и познавательной.
Юрий ВАСЬКОВ
© Редакция газеты «Камышловские известия»