Из зала суда
Камышловский районный суд – не просто место, где вершатся судьбы людей, но и воспитывается молодёжь. Да, именно так! Сюда регулярно приходят группы старшеклассников и студентов, знакомящихся с залами судебных заседаний и присутствующих на настоящих судебных процессах. По моим наблюдениям, девушки и юноши весьма серьёзно следят за происходящим, анализируя, почему тот или иной человек оказался на скамье подсудимых и на основании чего судья вынес приговор, дающий шанс человеку насладиться свободой или лишивший её.
Самой зрелищной представляется сцена, когда приглашается конвой и подсудимого сковывают в наручники. Но заседание – не шоу! Здесь воздаётся по заслугам, и если нет веских оснований заключать человека под стражу, судья такого решения не примет. Вот и на этот раз будущие юристы, постигающие азы юриспруденции в Камышловском гуманитарно-технологическом техникуме, убедились, что наш суд гуманный и справедливый.
Переживал за маму
А дело было так. Мужчина, не привыкший думать наперёд и уже половину сознательной жизни отсидевший за решёткой (14 лет из своих 38), в очередной раз оступился – нашёл на улице банковскую карту, потратил с неё 1900 рублей и по приговору суда отправился отбывать наказание в виде двух лет принудительных работ на участок в Камышлове, функционирующий как исправительный центр (УФИЦ) при колонии поселения № 45 (находится возле завода К-777). Прошло полгода, трудился на Урализоляторе, получал замечания за нецензурную брань, но от работы не отлынивал (по крайней мере, от представителя УФИЦ такой информации не прозвучало), до одного случая. А вот что произошло и почему УФИЦ вышел в суд с представлением заменить принудительные работы на реальное лишение свободы, разобрали на судебном заседании, после того как председательствующий судья Д.Л. Деев озвучил все права и ответственность сторон.
– 11 сентября в 11.50 осуждённый убыл с рабочего места, в 19.50 был задержан сотрудниками оперативного отдела Каменска-Уральского, – поясняет представитель исправцентра. – Ранее, 14 июля, был помещён в помещение для нарушителей на 14 суток за нецензурную брань. Так как самовольное оставление рабочего места является серьёзным нарушением, просим заменить неотбытую часть наказания в виде принудительных работ на лишение свободы.
Дмитрий Леонидович предоставил слово самому осуждённому. Его показания пролили больше света на события месячной давности.
– Я убыл, потому что переживал за маму. Она не выходила на связь, при этом болеет. В это время нас не отпускали даже в магазин, поэтому обращаться с прошением было бессмысленно, и я принял такое решение. Съездил, проверил, что случилось. Оказалось, у неё просто были проблемы с телефоном.
– То есть вы понимали, что самовольно покидаете рабочее место? – уточнил судья.
– Да. Как только убедился, что с мамой всё хорошо, сам обратился к сотрудникам оперативного отдела и сообщил, где я нахожусь. Они приехали, спокойно меня забрали. Я считаю, что мне можно дать шанс продолжить отбывать наказание в виде принудительных работ. Вину свою осознаю, в дальнейшем не собираюсь нарушать установленные правила. Хочу продолжить работать на заводе. Меня даже поощрить хотели, но за нецензурную брань я снова наказан.
– Если у мамы опять телефон будет недоступен, снова в самовольное пойдёшь? – спросил гособвинитель Алексей Дмитриевич Симонов.
– Нет. Обращусь к сотрудникам.
Исследовав письменные материалы дела, такие, как приговор суда, согласно которому осуждённый отбывает наказание в УФИЦ, расписки о том, что он ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, рапорт о самовольном оставлении рабочего места, характеристики и так далее, суд предоставил слово гособвинителю, который указал, что считает возможным исправление осуждённого без изоляции от общества. Судья удалился в совещательную комнату для принятия решения.
Я полюбил и ради неё исправлюсь
Все студенты, представитель УФИЦ, гособвинитель, осуждённый стоя проводили судью из зала судебного заседания. И тут началось самое интересное. А.Д. Симонов предложил осуждённому Владимиру (имя изменено) рассказать будущим юристам, как дошёл до жизни такой. И мужчина, на удивление, согласился. Собственно, он как нельзя лучше продемонстрировал, как может сложиться судьба, если делать что хочешь вопреки букве закона.
– Сколько раз судим? – помог начать разговор Симонов.
– 11. С детства так пошло.
– Когда впервые был привлечён? – интересуются из зала.
– В 16 лет. Судили за кражи, грабежи, разбои.
– Как так получилось, компания такая?
– Все говорят – компания. Но как говорится, это ветреная голова молодая. Хотелось чего-то хорошего, в какой-то степени лёгких денег. Но это никогда не бывает хорошим.
– Оглядываясь назад, изменили бы что-то в своей судьбе?
– Это невозможно. Если менять, так своё будущее. Жизненная ситуация сложилась так, что сейчас у меня есть девушка, которую я очень люблю. Я верю, что это моё последнее нахождение вне дома. Раньше у меня личная жизнь всё не складывалась, а сейчас меня ждут, и это даёт надежду на лучшее будущее. Хочу отбыть наказание на заводе, вернуться домой в Каменск-Уральский и создать там семью. Конечно, продолжу контролировать свою маму, следить за её здоровьем. Просто хочу жить и работать.
– Девушка знает о вашей нелёгкой судьбе?
– Да. Сама она благополучная, двое детей, работает.
– Можете рассказать, откуда у вас ожог на лице, шее и ухе?
– Он у меня с пяти месяцев. Родители не уследили, уложили спать, я перевернулся и упал с кровати к батарее. Так и обгорел.
– У вас были или есть проблемы с алкоголем?
– Нет. Выпивал, но никогда не злоупотреблял. На учёте у нарколога, психиатра никогда не состоял.
– Что могли бы сказать присутствующим будущим юристам?
– Быть умнее меня. Хоть мне и говорили: «Увидел карточку, пройди мимо, а если нашёл – унеси в полицию». Но я сделал так, как сделал, и теперь отрабатываю. Плачевно всё вышло.
– Какие ещё преступления вы совершали?
– За один поступок понёс наказание сразу по трём уголовным статьям. Угнал машину, в ней был кошелёк с деньгами и документами. Получил срок за угон, кражу денег и кражу документов. Была в моей судьбе и 112-я статья УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», и оскорбление власти – на судебном заседании мама отвечала, но ей сказали, что её удалят из зала, и я высказался в адрес судьи, за что и понёс наказание.
Да, богатая криминальная биография у Владимира. Но то ли он берёт обаянием, то ли правда искренне говорит и вызывает доверие, но на мой вопрос, каким было бы справедливым решение судьи, студенты ответили: «Отказать в удовлетворении прошения замены принудительных работ на лишение свободы, дать шанс человеку». Собственно, так и вышло. Вернувшись в зал судебного заседания, Дмитрий Леонидович Деев огласил решение, аналогичное взглядам студентов, посчитав, что администрацией УФИЦ не исчерпаны все меры воспитательного воздействия, направленные на исправление осуждённого.
В прошлом году эти же студенты присутствовали на рассмотрении уголовного дела, связано оно было с подделкой документов. И несмотря на то что тогда на многие вопросы Д.Л. Деев дал пояснения, в этот раз ребята также проявили интерес. Спрашивали о делах о признании недееспособности, безвестном отсутствии, ошибки в документах, эмансипации и других, которые изучают в теории. К слову, суд, дабы убедиться, что неходячий человек действительно недееспособен, может и сам выехать к нему по месту жительства и провести беседу. Случаев обмана суда со стороны родственников, устанавливающих недееспособность гражданина, не было.
Так, один раз посетив Камышловский районный суд, студенты сами увидели, как ведётся процесс, получили урок от заключённого и практические ответы судьи на вопросы о том, что изучают сами на парах в техникуме.
Справка
Участок, функционирующий как исправительный центр (УФИЦ) при ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области, где осуждённые отбывают наказание в виде принудительных работ, был открыт в Камышлове по ул. Пролетарской, 113 29 декабря 2022 года.
Принудительные работы – вид уголовного наказания, который является альтернативой лишению свободы. Они могут быть назначены за преступления небольшой и средней степени тяжести, а также лицам, впервые осуждённым за совершение тяжкого преступления на срок от двух месяцев до пяти лет.
Принудительные работы заключаются в привлечении осуждённого к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом из заработной платы осуждённого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20 процентов.
В соответствии с УК РФ принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ, и признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, а также военнослужащим.
Камышловским районным судом за 9 месяцев 2025 гогда рассмотрено:
- 71 материал о замене осуждённым неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы, из которых 48 осуждённых переведены из исправительного центра в более строгие условия содержания, в отношении семи осуждённых судом отказано в удовлетворении представлений начальника УФИЦ;
- 9 материалов о замене наказания более мягким видом наказания (по ст. 80 УК РФ), из которых только четыре ходатайства осуждённых судом удовлетворены (одному осуждённому наказание заменено на исправительные работы, трём – на ограничение свободы);
- 71 материал по ходатайствам осуждённых об условно-досрочном освобождении от отбывания принудительных работ, из которых 42 ходатайства судом удовлетворены, в удовлетворении 23 отказано, 1 – отозвано, 5 – возвращены заявителям.
Фото Елены Дубыниной.
На фото. Студенты Камышловского гуманитарно-технологического техникума, будущие юристы, поддержали решение суда – оставить осуждённого отбывать наказание в виде принудительных работ.
© Редакция газеты «Камышловские известия»