Как сейчас живут беженцы из Донецка на новой родине
Читатели «Камышловских известий» об этой большой семье впервые узнали в 2015 году («И стол, и кров»). Рассказ Лидии Александровны Нейман и её снохи Анны Бердниковой об ужасах войны и чудесном спасении женщин под бомбёжкой потряс и во многом изменил моё мироощущение. С этого времени не теряла семью из виду, частенько созванивалась с Аней и была в курсе иммигрантской жизни дончан.
У мужчин постоянной работы нет…
Недавно я побывала у них. Сейчас семья из семи человек снимает двухкомнатную квартиру почти в центре города. На вопрос: «Как живёте-можете?», Лидия Александровна со вздохом отвечает: «Перебиваемся, перебиваемся! Пока мужчины работали, было хорошо…»
Животрепещущая проблема трудоспособной части семьи – работа. Изначально всё складывалось удачно: и муж Лидии, Роман, и сын Ярослав при помощи Центра занятости были официально устроены. Потом зарплату стали задерживать, сначала сократили Романа, следом Ярослава.
– Я единственная в семье, кому с работой повезло сразу, и оплачивается достойно, и коллектив классный! – с улыбкой делится Лида. – Меня на швейной фабрике тепло приняли и девчата, и директор Ольга Викторовна Семёнова. А вот у мужчин работы нет. Перебиваются случайными заработками…
– Я все пороги обил в Центре занятости, – подключается к разговору Роман Белый. – Вакансии есть, а идёшь устраиваться – от ворот поворот. Больше всего оскорбляет отношение некоторых руководителей, смотрят на нас как на прокажённых. Я же не милостыню прошу! В одной организации так прямо сказали: надо на вас кучу документов оформлять, деньги платить. Зачем нам эта головная боль? Вот если бы было у вас гражданство, тогда никаких проблем.
Вступили в программу
Получение российского гражданства для украинских беженцев в России идёт по упрощённой схеме, однако для этой категории русскоговорящих всё же процесс длительный, материально бьющий по карману, сопряжённый с поездками в Екатеринбург. Хотя, отмечают мои собеседники, и препонов особых нет, особенно на местном уровне. Слаженно сработали все камышловские службы, от которых зависела подготовка и выдача соответствующих документов. Сегодня все члены семьи вступили в государственную программу по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. У Лидии Александровны и её двух сыновей есть разрешение на временное проживание (РВП). Не за горами и гражданство РФ. Этот новый статус даст возможность мужу Анны Ярославну трудоустроиться без проблем, а с учётом того, что специальности, которыми он владеет (газоэлектросварщик, водитель, сантехник), достаточно востребованы на рынке труда, есть возможность выбирать.
Несколько по-иному складывается ситуация у Ани и Романа Петровича. Им сначала придётся получить разрешение на временное проживание, а лишь затем заявляться на гражданство. По основной профессии мужчина горнорабочий, по второй специальности – сантехник. В Центре занятости ему можно будет получить и новую профессию.
– Мама, я пришёл! – поздоровавшись со всеми и чмокнув в щёчку мамочку и маленькую сестрёнку, 16-летний Богдан быстро отрапортовал об успехах в школе (по русскому – «четыре») и убежал к друзьям.
Лидия Александровна рассказала, что сын ходит в девятый класс школы № 3, в коллектив вошёл легко, учителя относятся к нему хорошо, у него много друзей.
У меня и дочь, и внук!
«Говорят, под Новый год, что ни пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается!» К этим строчкам я всегда относилась с долей скептицизма, но вот мистическая история двух семейных пар ещё раз подтвердила: чудеса случаются! У Романа и Лидии – это вторая семья, совместных детей нет, вернее не было, пока 31 декабря под бой курантов мужчина не загадал заветное желание: у нас родится дочка! А когда любимая женщина объявила о том, что он скоро станет папой, не мог сдержать радости и удивления.
Анне и Ярославу – чуть за двадцать.
– К Новому году я готовилась. Заранее на листочке написала желание: хочу стать мамой! – с улыбкой вспоминает Аня. – Пока били куранты, исполнила весь полагающийся ритуал. Всё получилось. И когда две полоски и доктор подтвердили исполнение желания, я была на седьмом небе от счастья!
Сотрудников камышловского роддома трудно чем-то поразить, но когда за дочкой к ним приехала Лидия, а через полтора месяца за ней последовала и сноха, то стало понятно: удивили. Детки родились здоровые, юную горожанку назвали Вероникой (вера в победу), крепыша мальчугана – Дмитрием.
Лидия Александровна, помимо чудесного стечения обстоятельств, объясняет рождение детей и с другой точки зрения:
– Мы общаемся со знакомыми из Донецка, там бум рождаемости! Когда женщина живет рядом с войной, в состоянии стресса, то в ней срабатывает инстинкт сохранения рода.
Я же вспоминаю рассказ моих собеседниц два года назад. Как под обстрелом лежали они, свекровь и сноха, на небольшом пятачке земли, а через страшные разрывы снарядов едва слышно звучали слова православной молитвы «Отче наш». Ане казалось, что она их шепчет, но она их тогда прокричала, рыдая. И там, на небесах, услышали! Высшие силы спасли женщин. Теперь и Лидия, и Анна считают, что детки посланы им небесами.
Ирина ВЕРЗИЛИНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото: Анна Бердникова и Лидия Нейман с детьми.
© Редакция газеты «Камышловские известия»