Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Ещё студент – и уже помощник машиниста
15 апреля 2023, 10:00

Ещё студент – и уже помощник машиниста



Год наставника

Галина ШИПИЦЫНА

– Чем больше вы узнаёте о профессии, тем больше приобретаете уверенности в себе, тем больше вам будет нравиться ваша работа, – такими словами начал занятие со студентами-третьекурсниками Камышловского техникума промышленности и транспорта машинист-инструктор локомотивного депо Камышлова Н.П. Пензин.

Такие занятия для студентов-старшекурсников в сотрудничестве железнодорожников и преподавателей техникума проходят уже третий год. Традиция наставничества, которую возрождают в локомотивном депо Камышлова, позволяет студентам специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», делающим только первые шаги, погрузиться в профессию.

Мы побывали на одном из занятий, которое началось с разговора о строжайшей дисциплине, которую требует выбранная профессия, потому что движение на железной дороге во многом зависит от машинистов, помощников и меры их ответственности. Далее на занятии последовали технические тонкости и профессиональная терминология, в которую мы не будем углубляться. Оставим студентов отвечать на вопросы машинистов-инструкторов и побеседуем с начальником эксплуатационного локомотивного депо Камышлова Д.А. Белопашинцевым и зам. начальника по кадрам Е.А. Спиридоновым о том, как появился и как развивается этот проект сотрудничества.

– Исходя из своего личного опыта работы я знаю, что самая сильная подготовка машинистов локомотива – та, которая проводится непосредственно в депо, – рассказывает Денис Алексеевич Белопашинцев. – Безусловно, базовые знания, которые студенты получают в учебном заведении, важны, это основа по математике, физике, электротехнике. Однако когда изучаешь теорию, можешь только представлять, как она реализуется на практике. Объяснить специфику работы, компетенции, которыми должен владеть помощник машиниста, в полной мере могут только те наставники с большим опытом работы, которые сами участвуют в перевозочном процессе, обеспечивают безопасность движения поездов, хорошо знают конструкцию локомотива и требования к ведению поезда, – действующие машинисты-инструкторы.

Процесс наставничества в локомотивном депо ведётся непрерывно: студенты не просто приходят сюда на занятия, две недели практики на поездах у них чередуются с месяцем учёбы, и это погружение в работу уже совсем не в роли наблюдателя. Поэтому многие студенты ещё до получения диплома об окончании техникума, достигнув совершеннолетия, получают право подниматься в локомотив и становятся действующими помощниками машиниста.

– Помню свой юношеский задор в 20 лет, желание самому управлять поездом, стать настоящим машинистом, – продолжает Денис Алексеевич. – Наша цель – это связь теории с практикой. Мы выбрали из группы третьего курса 10 ребят, которые годны по здоровью, возрасту и образованию получить первую профессию – помощника машиниста. Ребята прошли стажировку, сделали несколько дублёрских поездок, сдали аттестацию по эксплуатации, экзамены по охране труда и технике безопасности, и они уже имеют право быть оперативно-ремонтным персоналом на локомотиве.

– То есть вы готовите будущее для депо?
– Мы возлагаем на этих ребят большие надежды, полагая, что в дальнейшем они станут первоклассными машинистами. Для этого мы выбираем в качестве наставников для них самых ответственных инструкторов, которым небезразлична дальнейшая судьба депо. Это Никита Петрович Пензин и Константин Александрович Ромахин. Определяем их на работу в локомотивные бригады к самым опытным и неравнодушным машинистам, которые отлично знают своё дело. В локомотивном депо всегда самый сильный коллектив из всех железнодорожных структур, наше депо славится хорошими традициями, среди которых – взаимовыручка, наставничество и преемственность поколений.

Читайте также:  Посмотрели и задумались о карьере

Продолжаем разговор с и.о. директора Камышловского техникума промышленности и транспорта С.П. Мицурой.

– Светлана Петровна, специальность «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» появилась несколько лет назад. В чём её отличие от предыдущих?
– Она действительно отличается от той, что была раньше, – «машинист электровоза». Сейчас выпускники получают диплом специалиста среднего звена – техника – и свидетельство помощника машиниста и смогут в дальнейшем не только работать на поездах, но и занимать различные должности в своей структуре.

– С вашей стороны такая же заинтересованность в сотрудничестве, как и у локомотивного депо?
– В многолетнем взаимодействии нашего образовательного учреждения и локомотивного депо начался новый этап, который проходит очень плодотворно. Наши обоюдные интересы совпали, и результатом мы очень довольны. О высокой потребности специальности на железнодорожном транспорте говорит тот факт, что сегодня все 47 студентов четвёртого курса и часть третьекурсников трудоустроены в локомотивных депо Камышлова и Каменска-Уральского и работают помощниками машиниста, одновременно осваивая учебную программу.

– Это же очень трудно, как студенты справляются?
– Для наших ребят работа в локомотивном депо с наставниками имеет большое значение. Вот, к примеру, 31 марта их пригласили на празднование Дня машиниста, где они побывали вместе с ветеранами депо и действующими машинистами, которые всего несколько лет назад были нашими студентами, а сейчас их поощряют в качестве лучших работников. Что касается совмещения учёбы и работы, в учебном плане предусмотрены часы производственной практики, и студенты непосредственно на рабочем месте осваивают специальность. Кроме того, в техникуме организован студенческий отряд «Сапсан». Раньше летом ребята работали только проводниками, а в этом году специально для третьекурсников добавили локомотивное направление.

– Работа в студенческом отряде, – подтверждает Е.А. Спиридонов, – позволяет учащимся примерить на себя роль помощника машиниста, погрузиться в технологический процесс непосредственно на рабочем месте в кабине локомотива.

– У человека должно быть желание стать достойным работником РЖД, но если не развиваться постоянно, не повышать уровень своих знаний и умений, ничего не выйдет. А стремиться вперёд всегда надо, – говорил студентам Н.П. Пензин, который сам в 2010 году начал свою трудовую деятельность помощником  машиниста, а в 2018-м уже стал машинистом-инструктором. И такой личный пример для студентов лучше любых слов.

Фото Андрея Зайкова.
На фото. Занятие со студентами-третьекурсниками Камышловского техникума промышленности и транспорта проводят машинисты-инструкторы локомотивного депо Камышлова Н.П. Пензин и К.А. Ромахин. В тренажёре – кабине современного электровоза.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.