Знаете ли вы, что маленький город Камышлов, который нередко называют «дырой», а то и того хуже, на самом деле имеет хорошую культурную основу, и во все времена своего существования славился умными людьми, энтузиастами своего дела: музыкантами, художниками, поэтами, учеными?..
Сегодня мы расскажем о господине В.В. Простосердове. Имя этого человека нашим читателям знакомо. В 1877 году (по др. свед. 1882 г.) житель Камышлова В.В. Простосердов на ул. Торговой открыл библиотеку и читальню. А до этого, конечно, были уже библиотеки. В 1876 году по ул. Шиповаловской в здании Управы (сейчас военкомат) земство открывает первую публичную библиотеку. Пользовались ею учителя и земские служащие. Но, видимо, желание читать у камышловцев было большое, не забавы ради рискнул господин Простосердов открыть платный дом чтения, и земство выделило ему на доброе начинание 300 рублей.
О библиотеке Простосердова не раз писал в нашей газете И.В. Балыбердин. Он нашел сведения о том, какие книги были в арсенале этого культурного учреждения. Ему же удалось найти сведения о Простосердове и его детище в газете «Екатеринбургская неделя» за 1884 год. Там сообщалось, что господин Простосердов выписывает почти все современные журналы и газеты, а еженедельных в его библиотеке даже больше, чем в Пермской общественной…» О чем это говорит? Да о том, что существование библиотеки в крохотном уездном городке было явлением уникальным.
Кем он был, Василий Простосердов? Служащим земства, купцом, учителем, духовным лицом? Нам неизвестно, и портрета не сохранилось, хотя Простосердовы жили в Камышлове и в начале ХХ века. В 1910 году в протоколах уездной земской Управы вновь появляется знакомая фамилия. Только фигурирует уже не В.В. Простосердов, а Леонид Васильевич — его наследователь (можно предполагать, что сын). Обсуждается его предложение земству купить библиотеку и инвентарь. Читаем в протоколе: «Учитывая заслуги покойного В.В. Простосердова, которые заключались в том, что жители города и уезда почти бесплатно, или же за самую ничтожную плату пользовались много лет из его библиотеки книгами, а она заключает до десяти тысяч книг названий русской и иностранной беллетристики и научного отдела, в числе книг есть ценные издания, как словарь Брокгауза (более 200 р.), «Живописная Россия» (до 200 руб.) и др. Инвентарь же состоит из 30 шкафов по 25 рублей, из двух письменных столов. Но он не продал ее, не желал обездолить город и уезд. В настоящее время за неимением средств продолжить дело Л.В. Простосердов предлагает купить ее всего лишь за 1000 рублей».
Читая эти документы, я полагала, что представители земства обрадуются возможности пополнить свою библиотеку, открытую в городе в феврале 1908 года, тут же выделят нужную сумму денег и купят драгоценные книги, тем более, что в протоколе дальше черным по белому написано, что библиотека Простосердова осмотрена комиссией, которая пришла к выводу, что она вполне стоит означенной суммы.
Но дальше, вопреки моим ожиданиям, начинаются какие-то дебаты, высказывания «за» и против». А я представляю себе эти тома старинных книг, альбомы по живописи. Что с ними будет, если Собрание откажется все это приобрести?
— Да нет, все равно купят, — думаю я и торопливо бегу глазами по строчкам. Вот… Но что же это?!
«…Но приобретение ее в целом составе не может быть признано желательным, потому, во-первых, что большая часть книг, имеющихся в простосердовской библиотеке, находится и в земской, во-вторых, что некоторые издания значительно подержаны и разбиты. Затем следует указать, что помещение земской библиотеки положительно не вместит такого количества книг. Разбивать же ее по частям, хотя бы для народной библиотеки, нецелесообразно, так как она потеряла бы ценность. Об этом уездная Управа имеет честь доложить Собранию…»
Ах, как обидно! Что же будет? А ведь, наверняка, все это сделали члены комиссии, чтобы еще сбить цену. Ну, полистаем протоколы дальше. Ага, вот продолжение: «Прочитав доклад за № 52 о земской публичной библиотеке… По вытекающим из этого доклада вопросам состоялось следующее постановление. По вопросу о покупке библиотеки у г. Простосердова комиссия, убедившись, что у него имеется много книг, непригодных для библиотеки, высказалась за покупку таковых по выбору и особой суммы на этот предмет не назначать, а покрыть расход с текущего счета…» Опять, следовательно, покупка книг откладывается? Но… нашелся человек, который поставил точку под этими бесконечными обсуждениями приобретения книг.
Читаем в протоколе: «г. Сельский находит, что не следует упускать случая приобрести за такую низкую цену дорогостоящую библиотеку и полагает ассигновать на это особый кредит…» Вопрос решился. Библиотеку приобрели, «позаимствовав из сумм оборотного капитала до 1000 рублей с уплатою таковых в 1912 году…»
Не буду утверждать, но очень хочется верить, что и сегодня в фондах городской библиотеки имеются книги из тех, простосердовских. Самая старейшая, хранящаяся там, — «Курс математики» за 1807 год.
Итак, книги были спасены и еще десятки лет служили людям. А вот где она располагалась, та частная библиотека Простосердова, в каком здании? В материалах краеведов ответа не было, но, перебирая газеты прошлых лет, остановила внимание на одной заметке за подписью Александра Нестеровича Титова, опубликована она была в 1966 году в газете «За коммунизм». Об авторе этой заметки я кое-что знала из воспоминаний И.В. Балыбердина. Игорь Васильевич, еще будучи подростком, захаживал в книжный магазин, который тогда располагался под городской библиотекой, где сейчас магазин «Обувь». А там, в отделе, где продавались марки, работал Александр Нестерович Титов. С большим уважением относился он к покупателям и коллекционерам, в том числе и юным, каковым был тогда Игорь Васильевич. Продавец Титов любил книги, был членом библиотечного совета, а еще был он одним из старейших читателей городской библиотеки. Из его заметки, которую мы помещаем здесь с небольшим сокращением, я узнала много нового и интересного. Здесь я нашла ответ на вопрос, где находилась библиотека Простосердова, в каком году наша городская библиотека въехала в апартаменты купца Бойцова. А впрочем, читайте сами, вкусите немного истории. «Камышловцы прекрасно знают адрес городской библиотеки. Но не всем известно, что находилась она в этом здании и даже на этой улице не всегда.
Первая библиотека у нас в городе была в здании городской Управы, где сейчас дом пионеров (угол улиц Урицкого и Свердлова, сейчас отдел народного образования — прим. ред.). Как зайдете в помещение, направо есть небольшая комната. В ней и располагался один библиотекарь с несколькими десятками книг. Каждый читатель платил за одну книгу один рубль двадцать копеек. Если брал две книги, то платил вдвое больше. На руки посетителям выдавали только по две книги. Сроком на десять дней. Сам я стал пользоваться ею с 1902 года, когда учился в приходском училище, где сейчас городское профессионально-техническое училище № 16 (ПЛ-16 — прим. ред.).
В то время в Камышлове была еще одна платная библиотека, частная. Содержал ее некто Простосердов, и помещалась она в здании на улице Карла Маркса. Сейчас там детская больница. (Сегодня там готовятся к открытию оптового магазина — прим. ред.).
После революции 1905 года в здании, где теперь расположено профтехучилище, открылась земская библиотека (здание снесено).
После Октябрьской революции и изгнания Колчака с Урала земство упразднили. Библиотека стала районной и поселилась на улице им. Розы Люксембург, где теперь госпиталь инвалидов Отечественной войны (хирургическое отделение № 1 — прим. ред.). Было это в 1923 году.
В первые годы Советской власти в Камышлове еще открылся дом книги, потом в нем был книжный магазин (сейчас магазин «Обувь» — прим. ред.).
В 1928 году (а не в 1918-м, как предполагалось ранее — прим. ред.) библиотека наконец, обрела свое постоянное помещение на улице Карла Маркса, где мы берем книги в настоящее время. В фонд ее вошла литература женской и мужской гимназий, часть книг духовного училища, земской библиотеки.
Для меня, как и для многих камышловцев, думаю, наша городская библиотека является уникальным местом знаний. Действительно, каких только книг здесь нет. На самые различные темы, самых различных писателей и издательств.
Мне семьдесят пять лет. Много еревидал в жизни, а придешь в библиотеку, и опять книги раскрывают для тебя новый мир».
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»