Галина ШИПИЦЫНА
Свой главный профессиональный праздник сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (или сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний) отмечают 12 марта. История уходит корнями в XIX век, когда именно в этот день (27 февраля по старому стилю) 1879 года российский император Александр II издал указ о создании Главного тюремного управления, которое и положило начало организации единой государственной системы исполнения наказаний в России.
Ещё не так давно система эта была довольно закрытой, информации о том, что происходит за высокими заборами, обнесёнными колючей проволокой, было совсем немного, да и та не всегда соответствовала действительности.
Однако всё меняется, и даже самая устоявшаяся, действующая в рамках строгих законов система стала более открытой, и мы нередко знакомим читателей с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а их в нашем городе и районе немало, так как на территории действуют три учреждения УИС, и у каждого – большая история.
Накануне праздника беседуем с младшим инспектором 1-й категории дежурной службы СИЗО-4 прапорщиком Виталием Зубихиным.
Служит Виталий Михайлович в СИЗО-4 уже полных семь лет, оказавшись здесь, с одной стороны, случайно, увидев объявление о наборе сотрудников, а с другой – как он рассказывает, абсолютно осознанно выбрав этот путь. Причём выбрал он службу на режимной территории, и работа его – непосредственное, практически ежедневное взаимодействие с представителями спецконтингента. И это был непростой и серьёзный выбор в любом случае. А для человека, которому на тот момент едва минул 21 год, – особенно.
– Конечно, я готовился к новой службе и физически, и морально, – рассказывает Виталий. – Настраивался, пока ждал решения по моей кандидатуре. Но реально плохо представлял, что меня ждёт, поэтому очень хорошо запомнил первые дни и месяцы службы. Помню, была среда 16 сентября, мне позвонили и сказали: завтра заступаешь на свою первую смену.
И сразу Виталий с головой окунулся в работу. Некогда было переживать и рефлексировать – в первые месяцы у «новобранцев» проходит стажировка, они на практическом опыте постигают науку новой службы, учатся у старших наставников и проходят в полном смысле слова проверку на прочность: выдержат испытание системой или нет. Виталий выдержал.
– Мне все помогали, подсказывали: что нужно делать, как и когда, – продолжает он. – Как правильно разговаривать с подследственными и подозреваемыми, как вести себя в разных ситуациях. Вникал во все документы, изучал нормативную базу – без этого в нашей службе нельзя. Чтобы грамотно общаться со спецконтингентом, нужно очень хорошо знать законы. Психологически трудно было первое время, когда мне в 21 год приходилось делать замечания о поведении людям на 10-15 лет старше. Но научился всему, прошёл стажировку, и меня перевели в дежурную службу непосредственно в корпус, один на один с подследственными и подозреваемыми. Тогда пришлось ежедневно применять то, чему научился, – вежливо разговаривать, корректно реагировать на любые слова и действия подследственных. А ситуаций очень много, и самых разных, вплоть до пресечения противоправных действий.
Виталий вспоминает первые годы службы, а я представляю, как было трудно ему учиться сдержанности, на всё происходящее реагировать в рамках, дозволенных законом, как учился не спать ночами, запоминать массу оперативной информации. И как много нужно было всего выучить и узнать, чтобы заработать авторитет среди подследственных и арестованных.
– Но я же понимал, что дал присягу, что раз взялся за эту работу, значит, это мой долг, – убеждён Виталий Зубихин. – И старался выполнять свои обязанности в полном объёме. Какой смысл бежать назад и искать что-то лучшее, если здесь – полная социальная защищённость. Главное – для себя обозначить, что все представители спецконтингента едины, в каком бы преступлении ни обвинялись, и моя задача – надзор за ними и сопровождение при соблюдении всех данных им государством прав. Всегда быть сдержанным и не перегибать палку, уметь находить общий язык с каждым в любой нештатной ситуации. Конечно, это непросто. Лет через пять после начала службы я понял, что у меня получается, я знаю, зачем иду на работу. Сейчас и сам учу молодых ребят, которые приходят к нам на службу.
Работа за колючей проволокой жёстка и сурова. И от всех, кто её выбирает, требует дисциплины, твёрдости характера и незамедлительных реакций, потому что «за решёткой» люди оказываются разные, и обстоятельства, которые они нередко провоцируют, тоже могут быть самыми непредсказуемыми, когда инспектору порой надо решение принимать мгновенно, так как каждая секунда может решить исход ситуации. Их работа необходима обществу, поскольку обеспечивает безопасность в первую очередь для нас, обычных людей.
Кстати
Все желающие нести службу в СИЗО-4 могут обратиться в отдел кадров.
Телефон 8 (34375) 2-37-45.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Младший инспектор 1-й категории дежурной службы СИЗО-4 прапорщик Виталий Зубихин.
© Редакция газеты «Камышловские известия»