Надежда ПАДЕРИНА.
29 августа 2010 года исполнилось 20 лет со дня образования комитета ветеранов подразделения особого риска. 61 год назад в этот день на Семипалатинском полигоне был произведен первый взрыв ядерного оружия на территории Советского Союза.
В Камышлове и районе сегодня проживают семь человек из тех, кто испытал на себе ядерные взрывы, — говорит мой собеседник В.А. Соколов. — Все мы получили приглашения принять участие в мероприятиях, посвященных памяти ветеранов подразделений. Управление соцзащиты населения выделило нам транспорт для поездки в Екатеринбург. Собравшиеся говорили о том, что федеральный закон № 122 отменил многие льготы у ветеранов этой категории. А еще поездка всколыхнула нашу память.
В.А. Соколов родом из Пышминского района. Родился в 1941 году, в 1960-м его призвали в армию. Эшелон с 1200 призывниками прибыл в Курчатов, что в 140 километрах от Семипалатинского полигона. Они стали учиться в школе сержантского состава. После учебы попали на полигон. Ядерное оружие испытывалось там на земле, под землей и в воздухе уже несколько лет, причем самые интенсивные — во время службы В.А. Соколова. Всего же с 29 августа 1949 года по октябрь 1989 года в Семипалатинске было зарегистрировано 459 взрывов.
Рассказывает Виктор Александрович:
— Самолет поднимался в воздух и сбрасывал бомбы. Перед взрывами нас заставляли снимать в зданиях двери, выставлять рамы со стеклами, чтобы они не пострадали от взрывной волны. О нас, солдатах, никто не думал. Жаксылык Абишев — ветеран из Чикуновой — позднее рассказывал, что командиры им говорили: испытания проводят на собаках. А проводники, как Абишев, находились рядом. Нас же увозили за сопки, но после взрыва привозили обратно. Когда возвращались домой, все мы дали подписку о неразглашении тайны. У каждого был свой срок. Например, Юрий Николаевич Кадочников из Никольского давал подписку на 25 лет, но он и после продолжал молчать.
Комитет ветеранов был создан в 1990 году, тогда о взрывах заговорили в полный голос, но бывшие воины подразделений особого риска из Камышлова узнали об этом только в 1998 году. Тогда им можно было и на пенсию уйти.
В.А. Соколов более 10 лет работал в Пермской области, в 1977 году его семья переехала в Камышлов, и он устроился на железную дорогу. На пенсию досрочно он тогда не ушел, доработал до 60 лет, хотя здоровье все больше и больше стало подводить. И не только его, а и остальных участников событий мучили головные боли, было высоким артериальное давление. Но на приеме у врача нельзя было говорить об этом. Сейчас, правда, все рассекречено, и ветераны в больнице прикреплены к тому врачу, который обслуживает чернобыльцев.
До принятия 22 августа 2004 года федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» у ветеранов подразделений особого риска было достаточно льгот, санаторно-курортное лечение в том числе. После его выхода бывшие «семипалатинцы» и воины из других мест, где производились ядерные испытания, вынуждены добиваться «правды» в судах.
— 29 августа мы побывали в Екатеринбурге, — говорит В.А. Соколов. — Многим из нас вручены Почетные грамоты в память о тех событиях. А зачем мне грамота, если здоровье утеряно? Мы обижены государством. Пусть нас мало, но мы пока живые люди, и свои головушки под взрывы в Семипалатинске подставляли не по доброй воле…
Вот такой невеселый разговор состоялся в редакции.
© Редакция газеты «Камышловские известия»