Наиболее распространённые виды обмана подростков:
• Использование фишинговых сайтов для оплаты покупок в онлайн-играх. На таких сайтах, имитирующих страницы онлайн-игр, за небольшие деньги предлагается приобрести игровую валюту, персонажей или предметы для получения дополнительного преимущества в игре. После ввода данных банковской карты для оформления желанной покупки подросток может потерять все имеющиеся на ней денежные средства, так как мошенники получают доступ к его банковскому счёту.
• Размещение объявлений о быстром и лёгком заработке. Злоумышленники приглашают подростков выполнить простые онлайн-задания за вознаграждение, после чего просят подтвердить, что они являются реальными людьми. Как правило, для этого требуется оплатить небольшой взнос. После совершения такой операции мошенники присваивают денежные средства себе и перестают выходить на связь.
• Организация «инвестиционных онлайн-игр». При помощи яркой рекламы в социальных сетях кибермошенники привлекают молодёжь к участию в «выгодном инвестиционном проекте», просят внести «регистрационный взнос» и пригласить друзей, чтобы заработать больше. Однако через определённое время сайт «инвестиционного проекта» перестаёт работать. В итоге подростки теряют не только возможность получить гарантированный мошенниками сверхдоход, но и ранее внесённые собственные денежные средства.
• Передача вредоносных программ и вирусов. Злоумышленники под видом фотографии или видео направляют ссылку, содержащую вредоносную программу. Источниками вирусов также могут являться нелицензионные версии загруженных из сети игр и программ. Они могут следить за действиями человека в интернете, в том числе запоминать логины и пароли от социальных сетей, личных кабинетов на сайтах банков и портале государственных услуг. В результате подросток может потерять доступ к своим аккаунтам, которые будут использоваться мошенниками для хищения его денежных средств и обмана других людей.
• Сообщения о «выигрышах» в конкурсах. Подростки получают их с аккаунтов мошенников, которые выдают себя за популярных блогеров, с предложением получить подарок за активные действия в социальных сетях. Однако за его доставку, как правило, необходимо заплатить. В результате ребёнок не получает обещанный приз и теряет денежные средства.
Чтобы подросток не стал жертвой мошенников, ему необходимо рассказать о следующих правилах кибербезопасности:
• Не публиковать в социальных сетях свои персональные данные (ФИО, пароли от личных кабинетов, аккаунтов, ПИН-коды и CVV-коды банковских карт), фотографии паспорта, банковских карт, иных документов.
• Не переходить по сомнительным ссылкам, содержащимся в сообщениях и электронных письмах.
• Проверять безопасность сайта для оплаты товаров, услуг или перевода денежных средств, степень его защиты (безопасный адрес начинается с букв https://, значок замка в адресной строке).
• Остерегаться сообщений о выгодных покупках, беспроигрышных лотереях и других возможностях быстрого заработка.
• Не переводить денежные средства, если имеются сомнения в личности получателя.
• Относиться критически к просьбам знакомых в интернете, помнить, что их аккаунты могут быть взломаны.
• Не сообщать свои персональные данные посторонним, а при возникновении сомнений незамедлительно обращаться к родителям.
Для защиты ребёнка от мошенников следует установить на его телефон или иное устройство антивирусные программы и регулярно обновлять их. Дополнительной мерой обеспечения безопасности может служить функция родительского контроля на телефоне и компьютере. Она будет автоматически блокировать переходы на подозрительные и потенциально опасные сайты.
Марина АРЖАННИКОВА, начальник отделения по делам несовершеннолетних МО МВД России «Камышловский»
© Редакция газеты «Камышловские известия»