Самым первым педагогическим опытом для меня стал урок изобразительного искусства в одной из средних школ Нижнего Тагила. Он же стал самым запоминающимся. Школа являлась базой для практики педагогического института, ученики были настолько замучены студентами, что воспринимали нас как наказание и всячески стремились устроить розыгрыш.
Тема занятия – «Натюрморт». Помню, что у меня была очень серьёзная подготовка – нам отлично преподавали историю искусства, как все начинающие, хотела всё, что знаю, рассказать ученикам. Когда конспект будущего занятия увидел мой наставник, он с недоумением спросил, сколько часов я намерена заниматься с детьми, ведь за время урока не рассказать и половины запланированного.
В начале занятия волновалась жутко. Пока стояла у стола, чувствовала себя более-менее уверенно, но надо было пройти по классу и показать иллюстрации из книг. И это воспринималось мной как вход в клетку с тиграми: я – двадцатилетняя студентка, передо мной 30 шестиклассников, у которых неизвестно что на уме. По детям было видно, что им важно испытать меня на прочность, они ждали, когда я «оступлюсь». Я разнервничалась, перепутала книги, одна из них с грохотом упала на пол. Я была близка к панике. Но в какой-то момент мне удалось взять себя в руки.
Это был как щелчок в голове: чего мне их бояться? Руковожу-то здесь я. В тот момент что-то изменилось в моём голосе – тон стал безапелляционным. Я вдруг увидела весь класс разом и поняла, что за партами сидят люди, а не звери. Думаю, большую роль в этом перехвате инициативы сыграл мой сценический опыт – к тому моменту я уже несколько лет была задействована в студенческих театральных постановках.
Остаток занятия прошёл под моим контролем и без сюрпризов. Однако был на том уроке ещё один нюанс – я была не готова рисовать мелом на доске, для этого нужен особый опыт. Мне разрешили рисовать на привычном ватмане. И когда я ловко и быстро, по всем правилам, построила натюрморт, прозвучала фраза: вы заранее прокорябали на бумаге этот рисунок и теперь просто обводите линии карандашом, чтобы получилось быстро и красиво. Сначала я оскорбилась, но потом поняла, что это лучшая оценка моей работы. Увела разговор в другое русло, а для себя отметила этот способ, о котором раньше не знала. Теперь советую его неуверенным в своих способностях практикантам. Спасибо за это шестиклассникам.
Алевтина МУТЛИ, преподаватель художественно-графических дисциплин Камышловского педагогического колледжа
© Редакция газеты «Камышловские известия»