День психолога
«Можно я сегодня приду порисовать?» – спросила девушка лет 17-18, заглянув в комнату. Ничуть не удивившись, моя собеседница назначила время встречи. Впрочем, цветотерапия – один из методов, который использует в индивидуальной работе со студентами педагог-психолог гуманитарно-технологического техникума О.Р. Квакина.
Уникальность её профессии в том, что каждый рабочий день проходит по-новому. Не планировалась и встреча с девушкой.
– Видимо, мучает какая-то проблема, – поясняет Оксана Ришатовна. – Чаще всего это семейные неурядицы или… любовь. Ребята подросткового или раннего юношеского возраста склонны оценивать своих близких жёстко, без компромиссов. Бывает, что и родителей раздражает, когда чадо не «помещается» в рамках их представлений. Приходится объяснять суть конфликта и ребёнку, и родителям. Как? И беседы, и анализ рисунков детей (так называемые мандалы – вербализированные чувства, которые из подсознания переносятся на бумагу). Бывает, что приходит подросток с одной проблемой, а изображение показывает, что есть и другие.
Сейчас модно говорить о создании ситуации успеха для учащихся, индивидуальном подходе к каждому. Но прежде чем этим займутся преподаватели, психологический вердикт и рекомендации выносит Оксана Ришатовна. На адаптационных занятиях «новобранцы» лучше узнают себя, будущих одногруппников, сплачиваются в коллектив. Чтобы ребята чувствовали себя раскованно, психолог использует во время встреч совершенно неожиданные фигуры, например, в качестве переходящего символа – Чебурашку. Личные наблюдения, результаты диагностик и медицинских карт помогают создать правдивый психологический портрет каждого первокурсника. А отсюда – индивидуальный подход и ситуация успеха.
Семинары, которые Оксана Ришатовна проводит для педагогов, помогают им во время занятий увидеть, что ученик испытывает душевное смятение, и тактично подсказать ему, где можно поговорить по душам, поделиться наболевшим. Хорошо работает и «сарафанное радио». «Каждый день кто-нибудь в коридоре подойдёт: «Можно я приду поговорить?», – подтверждает психолог. Специально для «лечения души» в техникуме открыта сенсорная комната. Здесь рисуют, занимаются оригами, медитируют, анализируют поступки, творческие работы.
В учебном заведении учатся сироты. В их адаптации, по словам специалиста, тоже есть свои особенности. Оксана Ришатовна имеет редкую специальность, она медицинский психолог. Это помогает не только грамотно строить свою профессиональную работу, но и проводить совместно с волонтёрским отрядом профилактическую работу по наркомании, алкоголизму и табакокурению. К составлению буклетов привлекаются студенты. В текстах они объясняют опасность зависимостей и с медицинской, и с психологической точки зрения. В Ирбитском филиале областного СПИД-центра педагог прошла обучение, и теперь сама проводит тренинги по предупреждению заболевания.
В современном жёстком миреважны толерантность, бережное отношение друг к другу. Программа «Толерантность – путь к миру» поделена на блоки, и на каждом курсе студенты участвуют в тренингах, учась быть великодушными, уважать национальные традиции разных народов.
Говорят, что психолог – это лекарь человеческих душ. Несомненно, О.Р. Квакина умеет это делать превосходно. А ещё она учит молодое поколение быть неравнодушным, терпимым и самодостаточным.
Ирина ПЕТРОВА
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»