Книги моей жизни
Мы продолжаем рассказывать о книжных предпочтениях известных людей. Сегодня размышлениями о чтении и книгах делится директор санатория «Обуховский» А.Н. Макарян.
– Альберт Николаевич, что есть книга в вашей жизни?
– Начнём с того, какая книга. Есть беллетристика, которую я не читаю. Классика – я вырос уже из неё, начитался. Что-то нравится, что-то нет. Допустим, Достоевского, Герцена я не воспринимаю. Пушкина как поэта – да, хотя у него и проза есть: «Капитанскую дочку» приятно прочитать, приятно и кино посмотреть. Лермонтова очень люблю. И страшно люблю Гамзатова. Это жизненный человек и жизненный поэт. Народный поэт. Если у Пушкина, допустим, поэзия для поэзии, то у Гамзатова – для жизни. Там и мать, и отец, и друг, и брат, и Родина – там всё есть. Поэтому он несравним ни с кем. Люблю Есенина за его хулиганство – это поэт моего детства.
В юности мне книги читать некогда было. Занимался спортом, работал на заводе и учился в вечерней школе.
Когда-то читал детективы. Это удобное чтиво. Задумываться не приходилось, но и в памяти ничего не отложилось. Потом ударился читать мемуары. В 1968 году попалось первое издание воспоминаний Георгия Жукова. А потом стал читать книги историков – Юрия Жукова, Юрия Мухина, Владимира Суходеева. Многих. Историк – это ссылка на документы. Даже не на факт, а на архивный документ. У меня дома библиотека где-то тысячи на четыре томов. Из них львиная доля – серия «Тайны истории». Углубился в эти истории, а потом понял, что не моё. Когда попались книги о Сталине – прочитал очень много. И понял: если сейчас рассекретить все документы о Великой Отечественной войне, то общепринятую историю надо будет переписывать абсолютно. Так как то, что нам преподносили 70 лет, от начала и до конца не соответствует правде архивных документов.
Я не жалею времени для книг, читаю, перечитываю, сравниваю, анализирую. Надо читать не только удобные книги.
– Вы любую книгу анализируете?
– Нет, не любую. Когда я читаю и замечаю предвзятость, ухожу на первую страницу и начинаю досконально текст разбирать. Если автор ссылается на кого-то другого, отложи эту книгу и читай ту. Убедись, что тот автор именно так писал. Понимаете, я ведь не голословен. Я люблю апеллировать ими же написанным. Вот книга «Генералиссимус», писал её разведчик, дважды Герой Советского Союза, Карпов. Читаю и для себя отмечаю всё (Альберт Николаевич показывает разворот книги, усеянный на полях замечаниями и ремарками).
Из нынешних читаю историков. Ценю Владимира Шерстнёва «Командармы», Карпова. Очень люблю экономическую книгу Генри Форда, она для меня как школьный учебник. Люблю читать Рокоссовского. Из маршалов это единственный, кто честно осветил войну. С удовольствием читал главного маршала авиации Голованова – он тоже честно рассказывает о войне.
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
© Редакция газеты «Камышловские известия»