Светлана ЧЕРЕМНЫХ
В редакцию позвонила одна из читательниц и предложила рассказать о Марии Палкиной, которая выступала на концерте выпускников ДШИ № 1 в канун Дня города, а потом – на самом празднике. И вот наша встреча с Машей состоялась. Схваченные в простой хвост волосы на затылке, широко распахнутые глаза, ослепительная улыбка. Говорит легко, просто, эмоционально. И жаль, как жаль, что я не в силах передать то, как звучит её голос.
Вперёд, вперёд, вперёд!
С восьми лет Мария училась в музыкальной школе на фортепьянном отделении. Инициатором того, чтобы дочь получала дополнительное образование, была мама Людмила Викторовна, а папа Александр Иванович – исполнителем желаемого: из посёлка Восточного он каждый день после школы возил Машу в Камышлов. Конечно, порой было нелегко, но родители поддерживали, подбадривали, где-то настаивали. За это Мария им очень благодарна.
А ещё она благодарна своему преподавателю Т.Ю. Никишовой. Считает, что именно она дала ей хорошую пианистическую школу, и, по сути, путёвку в колледж: на вступительных экзаменах в Асбесте показатели Марии были одни из лучших.
– Мы с Татьяной Юрьевной шли вперёд, вперёд, вперёд! Она очень деятельный педагог, вытаскивает своих учеников на сцену, чтобы они были активными, яркими, артистичными. Хотя, – улыбается Мария, – я училась в школе № 3 четыре года, из них три года подряд участвовала в конкурсе «Ученик года» в номинации «Талант», но никогда не выигрывала. Ну не сложилось у меня с этим конкурсом! Мне ставили второе место и говорили: вот в следующем году ты обязательно выиграешь. А я думала: девятый класс окончу и уеду!
22 минуты счастья
Окончила и уехала. Поступила в Асбестовский колледж искусств и уже там чисто случайно начала заниматься вокалом.
– Наш педагог по специальности просила читать с листа (допустим, вы берёте романс, там есть вокальная и инструментальная строчки, вам поставили ноты, и вы должны петь и играть одновременно), послушала меня и спросила, почему я не хожу на вокал. А у нас не было факультатива по вокалу, пианистам особо не надо петь, – смеётся собеседница. – После этого меня определили к педагогу Татьяне Александровне Поспеловой, она преподавала на дирижёрско-хоровом отделении, и я начала заниматься вокалом – 22 с половиной минуты в неделю. Была счастлива! Почему так? Нагрузка – 45 минут – делилась на двух человек. Татьяна Александровна мне много ценных вещей рассказывала, учила этике вокалиста… В итоге взяла меня в трио «Фантазия» с девчонками из дирижёрско-хорового отделения, и последний четвёртый курс я с ними выступала.
Но это ещё не всё: Мария подружилась с ребятами, которые учились на театральном отделении, и умудрялась, помимо своих занятий, быть слушателем их профессиональных предметов, делала свои первые шаги в студийных постановках.
– Волшебное время… А преподаватели в этом колледже создают из нас чудо. Сильная там «школа», сейчас это особенно понимаю! – вспоминает Маша.
ГИТИС
На данный момент Мария – студентка ГИТИСа, перешла на третий курс факультета «Музыкальный театр». Три раза поступала она в этот институт. Первый раз – в 2012 году: сдала экстерном весеннюю сессию в колледже, и, вместо того, чтобы готовиться к госэкзаменам, рванула в Москву. Девушку прослушали и дали ценные советы: что делать и в какой вуз поступать, чтобы получить какую-то подготовку, набраться опыта и потом перепоступить.
В тот год Мария поступила в Московский государственный университет культуры и искусств, а через год снова попробовала в ГИТИС.
– Прошла три тура, прихожу на экзамен по вокалу, и у меня не «смыкаются» связки (подхватила вирусную инфекцию). «Что с тобой делать, коллеги говорят одно – они тебя слышали, я тебя ни разу не слышала, ты болеешь», – сказала Тамара Ильинична Синявская, народная артистка России, вдова Муслима Магомаева, она возглавляет у нас вокальную кафедру. Я собралась с духом и спокойно сказала: значит, в следующем году приду.
Было трудно принять ситуацию, не скрывает Мария. Через год попыталась в третий раз. И поступила.
– Мастер у меня Дмитрий Александрович Бертман, ведущий оперный режиссер России. У него недавно открылся театр на Большой Никитской, «ГЕЛИКОН-ОПЕРА», ура-ура!
Интересная деталь: те два года, в которые Мария не поступила, она параллельно работала гардеробщицей в учебном театре ГИТИСа.
– В ГИТИСе есть два учебных театра. Спектакли у нас идут в основном на старой сцене, на Тверской в здании начала ХХ века, это бывшее кабаре «Летучая мышь». Мой педагог из того университета, где я училась, дал пригласительный билет на спектакль. В театре я увидела объявление, что нужны контролёры билетов и гардеробщицы. Звёзды совпали: я стала там работать, к тому же получала денежку за то, что смотрю все спектакли. Я была полностью погружена в этот ГИТИСовский мир, и к поступлению знала что, где, как…
Домру из спектакля не выкинешь
Мария считает, что ей сказочно повезло, с первых месяцев учёбы она участвует в спектаклях.
– Первокурсницей я попала в дипломный спектакль: одна студентка ушла в декрет, и мне предложили её заменить, мы были похожи. Моя героиня играла на домре и пела песни Клавдии Шульженко. В сентябре меня поставили перед фактом, что спектакль в ноябре, на подготовку полтора месяца. В общем, домру из спектакля не выкинешь! Я раздобыла инструмент и нашла человека, который со мной занимался.
Сейчас наш курс выпустил автобиографический спектакль «Неизвестный Чайковский» к юбилейной дате Петра Ильича. Наш мастер обожает этого композитора! Мы съездили в Клин, где Чайковский написал Шестую симфонию. Были в домике, в котором композитор жил всего несколько лет, тем не менее этот дух, аура… У меня вообще было дежавю, такое чувство, что я уже видела эти окна, эти деревья, потрясающе просто! Мы съездили, впитали атмосферу, а потом наши студенты-режиссёры стали сочинять драматургию спектакля. То есть у нас не было сценария, была только неизвестная музыка Чайковского, которая не дошла до широкой публики. Выпустили мы его 29 декабря. Тоже смелый эксперимент, потому что на втором курсе спектакли не выпускают. Дерзновенно, но нам дают такую возможность, видимо, в нас верят наши педагоги.
А второй семестр мы занимались отрывками из комических опер, я попала в оперу чешского композитора Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». Мы с однокурсником пели дуэт главных героев – Маженки и Вашека. Так мы сдавали экзамен по мастерству. На третьем курсе будем ставить эту оперу в полной версии. Уже намечено время премьеры – январь 2017 года. Учу партию.
* * *
В конце беседы я спросила, чего хочет достичь Мария в профессиональном плане. Сейчас ей 23 года, и у неё еще вся жизнь – такая интересная – впереди.
– Я бы очень хотела петь в опере, дай Бог, чтобы всё получилось. Самое главное – встретить в жизни таких людей, которые будут смотреть с тобой в одном направлении, чтобы сошлось, как в классике: единство места, времени и действия.
Фото: Мария в спектакле «Девичьи попевки» по песням К. Шульженко.
© Редакция газеты «Камышловские известия»