Вторник, 12 ноября 2019 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Не плати дважды
19 сентября 2019, 18:00

Не плати дважды



Почему кондуктор пытался взять с пассажира двойную оплату?   

Сложно найти человека, который ни разу не пользовался общественным транспортом: будь то троллейбус, трамвай или автобус. Некоторым вообще приходится ежедневно кататься на этих «чудо-мобилях». Повезёт, если во время поездки не возникнет какая-нибудь конфликтная ситуация, и вы спокойно доберётесь до своей остановки. Но, как показывает практика, конфликт может разгореться на пустом месте и, чаще всего, между кондуктором и пассажиром.

Каждый может ошибиться, поэтому допустима погрешность до 10 человек на 1000 пассажиров с билетами. За это премии не лишат
Пару месяцев назад я стала свидетелем не самой забавной истории, которая произошла в общественном транспорте. Екатеринбург. Час пик. Полный автобус. Люди с трудом пробираются к выходу. На следующей остановке собиралась выйти чуть ли не половина пассажиров автобуса. Поэтому мужчина, который зашёл недавно и был вынужден стоять у самых дверей, посчитал правильным просто спуститься на землю и выпустить эту толпу. Однако его поступок не понравился кондуктору. Стоило мужчине зайти обратно, как «женщина с сумкой» сразу же попросила его заплатить за проезд. На возмущение пассажира она не реагировала и продолжала требовать деньги за проезд даже после предъявления уже купленного билета.

Странно. Ведь до этого в другом транспорте я и сама неоднократно выпускала людей и снова заходила в автобус – платить во второй раз меня никто не заставлял. Или кондуктор недосмотрела, или на самом деле где-то прописано такое правило?

Чтобы разобраться в ситуации, я обратилась к сотруднику общественного транспорта. Павел Ашихмин с 17 лет работал в сфере пассажирских перевозок. Сейчас он водитель автобуса в Екатеринбурге. В этой отрасли Павел уже больше 13 лет, поэтому успел повидать всякое.

Спрашиваю, насколько правомерно поступает кондуктор в описанной ситуации?

– Ни о какой правомерности не может быть и речи. Это просто самоуправство со стороны кондуктора, – отвечает Павел Ашихмин.

– Его главным аргументом была запись с камеры видеонаблюдения. Как вообще работают эти камеры?

– Если кондуктор считает, что камеры ему помогут, то он сам загоняет себя в тупик. Начнём с того, что их несколько. Есть камеры, которые записывают происходящее в салоне. В некотором транспорте эти камеры работают и ведут запись постоянно, где-то они нужны для антуража. Но куда важнее камеры, которые находятся возле дверей. Особенность их в том, что они ничего не записывают во время движения транспорта. Запись начинается автоматически после открытия дверей, а заканчивается после их закрытия. У камер широкий диапазон, поэтому по ним можно увидеть не только пассажиров возле выхода, но и людей, которые стоят на остановке. Поэтому на записи будет видно, почему мужчина вышел и зашёл обратно через некоторое время.

– А если возникла такая ситуация, когда человек вышел на остановке, но потом понял, что ему нужно ехать дальше и вернулся обратно. Ему нужно платить во второй раз?
– Вовсе нет. Достаточно предъявить ранее купленный билет и всё. Билет действителен, пока не закончится маршрут.

– Рассмотрим такой случай. Я сажусь на предпоследней остановке маршрута. Но при этом мне нужно ехать в обратном направлении – просто удобно садиться именно здесь. Должна ли я платить дважды в таком случае?
– Да. Пассажиры часто не понимают этого и начинают возмущаться. Причина в том, что хоть расстояние, возможно, небольшое, но вы проедете два разных маршрута, – отвечает собеседник. – А раз это разные маршруты, то и оплачивать каждый нужно по отдельности.

Читайте также:  Весна на улицах Заречной

– Кондукторам сильно достается за «зайцев»? Слышала, как они жалуются на отсутствие премий. Одна чуть не расплакалась, потому что боялась выговора из-за пассажира, который отказывался платить, потому что случайно сел не в тот автобус.
– Тут пассажир не прав. Если вы сели не на тот маршрут и поздно спохватились, то оплатить проезд всё равно обязаны. Вас не могут высадить вне остановки. К сожалению, в большинстве случаев виноватым останется кондуктор, если пассажир всё-таки не захочет платить. Главное, кондуктор не должен применять силовые или какие-то иные меры – это не входит в его полномочия. Что касается нашей системы штрафов… Каждый может ошибиться, поэтому допустима погрешность до 10 человек на 1000 пассажиров с билетами. За это ничего не будет точно, премии не лишат. Но если уж больше – разговор другой.

– Как стоит вести себя, если кондуктор просит заплатить ещё раз, хотя вы точно уверены, что соблюдаете все правила?
– Предъявите билет. Обязательно сохраняйте его до конца поездки, потому что это документ и главная защита. Если же кондуктор продолжает настаивать на своём, попросите его показать удостоверение (он не может отказать вам) и уточните название организации, в которой он работает. Наг-лые обманщики отстанут от вас сразу же, поверьте. Можете позвонить в организацию и рассказать о проблеме, которая с вами случилась. Всё решаемо – просто нужно уметь говорить и договариваться, а не хамить.

Теперь вы знаете о ситуациях, в которых с вас могут попросить двойную плату, как следует поступать в таком случае. Не дайте себя обмануть, уверенно отстаивайте свои права, при этом не переходя на грубость. А если представленной в материале информации недостаточно, вы всегда можете обратиться к законам, которые регулируют правовые отношения между кондуктором и пассажиром.

Евгения ПОСТНЫХ, студентка журфака УрФУ
На фото. В общественном транспорте в час пик часто возникают конфликтные ситуации. Несмотря на раздражительность, усталость и плохое настроение, решать их нужно спокойно.

Пассажиру в помощь

• «Гражданский кодекс РФ» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
• Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
• Федеральный закон от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
• «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
• Закон Свердловской области от 14.06.2005 г. № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
• Закон Свердловской области от 21.12.2015 г. № 160-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области».

Важно отметить, что все нормы работают в совокупности друг с другом.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2019 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: