Всемирный день памяти жертв СПИДа
Прошлой осенью мы простились с девушкой, жившей с ВИЧ. Ей не было и 30 лет
У Маши (так назовём девушку) было сложное детство, оставившее неизгладимый след и притянувшее в её жизнь пагубные привычки. Алкоголь был основным барьером в лечении, но всё же Мария начала приём антиретровирусной терапии (АРВТ). Это стало значимым достижением в работе консультанта, сопровождавшего пациентку на тот момент уже почти год после открытия диагноза.
Они оба осознавали, что терапия назначается пожизненно и принимается ежедневно в одно и то же время. Для соблюдения всех условий необходимо было оставить пагубные привычки, и Марии предложили на бесплатной основе отправиться в реабилитационный центр. Как и многих других людей, её терзали сомнения, ведь реабилитация занимает целый год. Но поверьте – оно того стоит! Этот год изменит десятки следующих лет. И если в данный момент вы находитесь на этапе осознания, что в вашей жизни пора что-то менять, что вы не хотите мириться со своими страстями, которые манят и не оставляют, реабилитация – это то, что вам нужно.
К сожалению, в сентябре Мария ушла из дома в неизвестном направлении. А значит – снова срыв в зависимость, срыв лечения. Любые пропуски приёма АРВТ чрезвычайно опасны. В этот момент вирус в крови начинает понимать, что он не получает блокировку, он свободен и начинает искать пути обхода препарата. Если вы приняли решение о начале лечения, помните, что оно навсегда с вами, где бы и с кем вы ни были, в назначенное время у вас должны быть препараты и вода.
История Маши не ограничилась одним срывом. Были долгие консультации, психологическая поддержка нашего работника и близких, совместное посещение врача, материальная помощь для выхода из особо кризисных состояний. Но никто не в силах принять за другого человека решение, которое станет отправной точкой и сможет изменить его жизнь. Помощь есть, она рядом: всегда найдутся близкие, друзья, коллеги, реабилитационные и кризисные центры, врачи, некоммерческие организации. Однако спасение утопающих – это в первую очередь дело рук самих утопающих. Бессмысленны все уговоры, запреты и ограничения, если человеку этого не надо. Бездействие всегда проще усилий над собой. Зачем сопротивляться, если можно плыть по течению. Но куда оно приведёт?
Конец истории вам, дорогие читатели, уже известен. На память приходят стихи Сергея Есенина:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Но была ли та жизнь цветением? Была ли она настолько яркой, насыщенной, благословенной, чтобы так быстро оборваться? Люди уходят из жизни и гораздо раньше, но чаще всего из-за внешних факторов. А Машин уход – это следствие решения, так ею и не принятого. Состояние её здоровья давало понять, что пора остановиться. Момент осознанного приёма препаратов наступил, но слишком поздно.
Последние месяцы были тяжёлыми. Незадолго до смерти Маша оказалась в больнице. Сил уже не оставалось, близкие не могли вынести её страданий. Врачи сделали всё, что в их силах и… отпустили попрощаться.
Наш консультант продолжал навещать Марию в её доме – слова поддержки важны всегда. А одним воскресным утром пришла печальная весть.
Эта трагическая история – лишь одна из сотен. Но надеюсь, что для кого-то она станет отправной точкой, поможет принять то самое единственно верное решение.
Тема ВИЧ и СПИДа достаточно стигматизирована в обществе, потому что связана со смертью, а о смерти говорить не принято. Пока одни навешивают ярлыки, другие от безысходности их принимают. И замыкаются, не зная куда обратиться, кому открыться и зачастую находят выход в диссидентстве или в зависимости, что только усугубляет ситуацию.
Любовь ШАКИРОВА, проектный менеджер автономной некоммерческой организации «Путь Жизни»
© Редакция газеты «Камышловские известия»