Илья ЗЫРЯНОВ
В составе пожарного караула трудно кого-то особо выделить – в экстренной ситуации эта команда работает как единое целое. Но насколько быстро борцы с огнём прибудут к месту пожара, зависит от одного человека – водителя.
Огромные трёхосные «Уралы» пожарного отряда № 18 видели, наверное, все. В плотной городской застройке на такой машине особо не развернёшься – от человека за рулём требуются особые умения и выучка. Водитель ПЧ 18/6 Олег Наумов обладает и тем, и другим. Учился он на мастера технического обслуживания машинно-тракторного парка в СПТУ-106 (ныне Камышловский гуманитарно-технологический техникум). 10 лет работал дальнобойщиком – водил фуры по всей России. Но решил сменить род деятельности. В пожарной части как раз были знакомые и вакантное место. Прошёл медкомиссию, десятидневное обучение по восемь часов, пять стажировочных смен в карауле сутки через трое. Сдал зачёт и уже шестой год трудится всё в том же первом карауле.
Есть в ПЧ и более опытные водители. У Николая Пьянкова, к примеру, стаж 25 лет. Его нам, к сожалению, застать не удалось. Как раз в день нашего приезда ему вручали заслуженную профессиональную грамоту в Екатеринбурге.
– Мне здесь нравится – настоящая мужская работа, – говорит Олег Наумов. – Семья нормально к такому выбору отнеслась. Сын Матвей, правда, долго просил меня на фуру вернуться. Всё хотел покататься со мной, но слишком маленький был. Сейчас ему 10 лет. На пожарной машине его, конечно, не прокатишь. Но посидеть в кабине и порулить приходит, когда я на смене. Есть у него стремление к этому делу, просит научить водить. Школы и детские сады приходят, проводим для них экскурсии. Ребятам нравится.
Доставить команду на место пожара в кратчайший срок – это лишь одна из задач водителя. Пока пожарные раскидывают магистраль, он обязан по их команде подать воду, следить за её расходом и давлением. Обязан хорошо знать район и подрайон* выезда с ближайшими источниками воды, где можно заправиться, кратчайшие подъезды к ним, взрывоопасные объекты, если таковые имеются. Тренировки и занятия проходят каждую смену. Дважды в месяц пожарные выезжают по адресам, проверяют водоисточники.
– С забором воды, как правило, проблем нет, – рассказывает Олег Александрович. – Если машине к водоёму не проехать, достаём мотопомпу и заправляемся. В некоторых ситуациях помогают пожарные, если кто-то свободен. Но чаще всего водитель действует один.
Автопарк пожарного отряда постепенно обновляется. Четыре года назад в ПЧ 18/6 появилась новая автоцистерна на базе «Урала». Ещё через год пришла машина в часть № 8 на Стройматериалах.
Автомобиль, закреплённый за Олегом Наумовым, на момент нашей встречи был в отъезде. Но, как и любой водитель ПЧ, он имеет допуск ко всем спецмашинам. В том числе и к самой сложной – пожарной лестнице.
– Если поступает сигнал о пожаре в многоэтажном здании, то автолестница выезжает в любом случае, а использовать её или нет, мы определяем уже на месте, – поясняет наш собеседник. – В Камышлове, впрочем, такое бывает редко. В работе с автолестницей много тонкостей: надо уметь правильно и ровно её выставить, не завалить, рассчитать расстояние. Выдвигается лестница с помощью пульта, которым тоже управляет водитель.
Пока мы беседовали, в часть вернулась ещё одна машина: в доме отдыха локомотивных бригад срабатывала пожарная сигнализация. Выезд, к счастью, был ложным.
– Больше всего запомнился мой первый год в пожарной части, – говорит Олег Наумов. – Весной тогда сушь стояла и дул сильный ветер. Много работы было в Михайловке – трава горела на большой площади. Оттуда мы сразу поехали в Галкинское – тушить два жилых дома одновременно. И всё это в течение нескольких часов. Нынешний пожароопасный сезон пока проходит относительно спокойно. Всё благодаря погодным условиям.
* Подрайон выезда – территория, в границах которой подразделения пожарной охраны осуществляют выезд на тушение пожара для оказания помощи другим подразделениям.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Водитель ПЧ 18/6 Олег Наумов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»