Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
20 сентября 2012, 14:00

Судьбы простое полотно…



Штрихи к портретам

Фаина Исмагиловна приехала в Камышлов в середине восьмидесятых, и почти сразу купила квартиру в поселке завода стройматериалов. С той поры прошло немало лет, и ей есть что сравнить…

Однако наш разговор начался с другого – с того, почему она, уроженка Башкортостана, оказалась в маленьком уральском городке. И вот что я услышал от Ф.И. Сувка:
– Хоть я и родилась в Башкирии, своей родиной считаю Магнитогорск. Там жила наша семья многие годы. Нас было десять детей, и всех «тянула», выводила в жизнь одна мамочка, София Яхиевна. Конечно, ей было неимоверно трудно, да и работа у неё была тяжелая, мужская – на металлургическом комбинате. Тем не менее она была отчаянной оптимисткой. И я – вся в неё: как бы ни было трудно, стараюсь не унывать.
А жизнь у Фаины Исмагиловны и в самом деле не сахар. В 1980 году начались проблемы со здоровьем, и как приговор – диагноз врачей: онкология. Испугавшись, она, работавшая к тому времени начальником отдела кадров одной из строительных организаций Свердловска, вновь возвращается в Магнитогорск.
– И вот тут судьба сделала мне неожиданный подарок, – тетя Фая замолкает, улыбка озаряет её лицо… Но она быстро возвращается в сегодняшний день: – Не поверите, но я влюбилась! Эдвард Казимирович был старше меня на десять лет. Он был простым рабочим – сварщиком, но очень квалифицированным, имел деньги и дарил щедрые подарки.
Наверное, здесь следует сказать, что в это самое время судьба сделала Фаине Исмагиловне еще один презент – страшный диагноз, поставленный раннее, не подтвердился. И вот теперь, кажется, надо бы жить да жить, но муж неожиданно заболевает…
В Россию Сувка возвращается в 1995 году, похоронив супруга на его родине – в Польше. Но смерть забирает и других близких, тогда женщина едет в Камышлов – в провинции жить легче. Но все потрясения не проходят бесследно – у Фаины Исмагиловны развивается сахарный диабет.
Это время она не хочет вспоминать, и не только потому, что болезнь выматывала до предела, что не хватало денег на лекарства, но и потому, что до сих пор с ужасом вспоминает, как в их доме неделями не было воды, а из подвала вверх поднималось зловоние… Утешало только одно: так было в большинстве многоэтажек.
– И вот после стольких лет – настоящее счастье! Повезло, так повезло – в наш дом приходит Сережа Бортников… – лицо тети Фаи вновь озаряет улыбка.
Да, не говорить о заместителе директора ООО «ВВС-35» С.В. Бортникове моя собеседница не может, и прежде всего потому, что когда дом был поставлен на капитальный ремонт, Бортников под личный контроль взял выполнение всех работ у женщины-инвалида, и строители не подкачали: новый подоконник, дополнительная батарея отопления, заново сделанный санузел.
– Но главное достижение, – заканчивает тетя Фая наш разговор на коммунальную тему, – в кранах есть вода. Для меня это много значит, поскольку ходить мне очень трудно, да и ведро с водой держать в руке я тоже не в состоянии.
Но не говорить о Бортникове Ф.И. Сувка не может еще и потому, что, не имея собственных детей, она всем сердцем привязалась к этому внимательному, заботливому человеку, всегда откликающемуся на любой её зов о помощи.
Впрочем, не обошли мы в своем разговоре с Фаиной Исмагиловной и такую тему, как строительство нового СИЗО в районе Бутырок – пересудов на данную тему в её доме тоже хватает. Но у тети Фаи на этот счет свое мнение: советовать мэру легко, особенно, когда твоя жизнь сводится лишь к трем «т» – тахте, тапочкам и телевизору… И тут, как говорится, не поспоришь!

Читайте также:  Вот такой это человек!

А.Г. Орлову в поселке ЗСМ знает каждый, и это сказано без преувеличения – 37 лет она проработала в детских садах микрорайона, сначала в тринадцатом, затем – в седьмом. Можно представить, сколько людей, в полном смысле слова, прошло через руки воспитательницы…

Попугай Кеша, сегодняшний питомец Августы Григорьевны (правнучка оставила «погостить»), сев на руку своей новой хозяйки, так и не замолчал ни на минуту – свистел, щелкал клювом. Словом, «разговаривал». Но это не мешало А.Г. Орловой вспоминать прожитое – правда, она то и дело свои воспоминания проецировала на день сегодняшний.
Так, начав разговор с того, что её мама, Парасковья Алексеевна, всю жизнь проработала в лесхозе, что лес был вторым домом для всей семьи этой женщины, Августа Григорьевна не преминула сказать: судьба камышловского бора всегда волновала её, а потому, прочитав на страницах местной газеты, что в скором времени в городе будет создано предприятие, отвечающее за восстановление бора, даже воспрянула духом. Впрочем, А.Г. Орлову беспокоит и другой вопрос: ну почему так безответственно поступала в прошлом местная власть, бросая на произвол судьбы ставшие враз ненужными детские сады?
– Двадцать девять лет из моих тридцати семи трудовых я проработала под руководством замечательного педагога, заведующей детсадом №13 Солонининой Клавдии Александровны, и именно от неё я усвоила простую истину: дети – они и вправду как цветы. Будет хорошая погода – будет их много-много! Будет непогодь – будет всё наоборот. Но человек должен жить с надеждой на солнце, на свет! И меня очень радует, что сегодняшняя администрация понимает это, что появление новых дошкольных учреждений заложено в программу развития города.
…А закончился наш разговор вновь воспоминаниями о маме Августы Григорьевны – о простой, но очень работящей женщине. Потеряв мужа на второй год войны, она не упала духом – одна воспитала пятерых детей, дав двум из них должное образование.
– Мама была очень мудрой женщиной, и учила нас прописным истинам не на словах, а на делах. Помню, что даже когда нашей единственной едой оставалось коровье молоко, мама по-прежнему после каждой дойки наливала полную бутылку и отправляла нас, ребятишек, под окна военного госпиталя – отдать молоко раненым бойцам… Доброте как основополагающему чувству я тоже всегда учила своих детей. Надеюсь, мои уроки не прошли для них даром.

Набрав последние строки, задумался: а какой всё же будет конец у этого материала? Спасибо «МК-Уралу» – нашел. Вернее, нашел очень подходящее к данному моменту высказывание писателя Сергея Лукьяненко («Ночной дозор», «Дневной дозор»), суть которого сводится к следующему: нет в магазинах идеальной колбасы, и вообще, наш мир далек от идеала, но есть движение вперед, а это уже кое-что да значит.

Николай ЕГОРОВ.
Фото Андрея Зайкова.

Автор благодарит за помощь, оказанную при подготовке материала, члена Союза журналистов РФ Надежду Падерину.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.