Хореография
Подходит к концу ещё один календарный год. На границе «дракона» и «змеи» готовимся к праздничному новогоднему концерту для родителей, бабушек и дедушек, любимых родственников и соседей.
Готовится вся Баранниковская детская школа искусств, а хореография – особенно. Очень хочется не только отточить все постановки, посеять уверенность в умах и сердцах ребят, но и успеть дошить костюмы, придумать причёски и сделать ещё много разных мелочей. Сижу, шью очередное платьице. А в голове – разные мысли на тему…
Вспоминаю свои первые концерты. 80е годы XX века. Костюмов было много, разных размеров. Нам выдали новенькие сиреневые платья, к ним подъюбники – широкие, расклешённые, белыебелые. У мальчишек, как положено тогда, – шорты и рубашки с бантом вместо галстука. Я была самым счастливым ребёнком в тот момент.
Через два года – юбилей ансамбля танца «Капельки» и нашего хореографического отделения – осенью 2026 года. Это была моя мечта. Мечта реализовывать свои идеи, делиться знаниями и умениями, тем, что я люблю, – танцем. И вот скоро 20 лет, как я это делаю в нашей школе искусств. Ансамбль небольшой, но любимый. Детский – то, что мне ближе всего, и то, что труднее сделать. На самом деле не так просто научить танцевать даже взрослого, но не испортить ребёнка танцем ещё сложней.
В танце главное – желание. Танец не просто движения под музыку. Это то, что ты чувствуешь в моменте, когда танцуешь, то, что хочешь донести до зрителя. Иногда получается, иногда нет.
Для детей в танце главное – удовольствие, которое они получают при выступлении. Неважно, где это происходит и кто сидит в зрительном зале. Очень хочется, чтобы каждый ребёнок смог «оторваться от суеты» и погрузиться в своё индивидуальное творчество на сценической площадке. Не видеть судей, а видеть ценителей. Выходя на сцену, площадку, забывать обо всём, кроме танца. Это и есть удовольствие.
Танец – это большой труд. Труд педагога – суметь научить детей слушать и слышать музыку, чувствовать настроение, ритм и двигаться в этом ритме. Суметь научить думать во время танца, видеть друг друга в танце, понимать. Суметь научить передавать через движение, мимику, жесты настроение и смысл, заложенный в танце.
Труд ребёнка – суметь всему научиться. Трудиться и преодолевать свою лень, уныние, ошибки, самого себя. Учиться и не останавливаться на достигнутом.
И прежде всего труд ребёнка и педагога – это физический каждодневный труд на уроках.
Всё это сложно, но возможно, если есть большое желание…
Перед ответственным мероприятием всегда мысли в разбег, перескакиваю с одной темы на другую, но, по сути, всё это одна тема – тема моей жизни – танец.
За прошлый учебный год мы многое успели с ребятами, они очень старались. Каждый выучил за год не менее трёх танцевальных номеров и участвовал в отчётном концерте нашего отделения «Концерт для друзей и близких». Концерт стал событием для ребят. У каждой группы было всего два номера на переодевание и все успели, даже малыши. Дети круто провели это мероприятие: помогали друг другу переодеваться, не баловались и старались помочь. И все очень болели за тех, кто на сцене.
У себя на отделении мы провели хореографический конкурс, в котором участвовали как целые классы, так и солисты. Конкурс называется «Реверанс».
В этом году хотелось бы тоже не сходить с заданной траектории, с линии танца, как мы говорим. Есть планы и на отчётные концерты, и конкурс будем проводить. В этом году готовим дуэты. Посмотрим, как получится.
Главное, чтобы никто не сошёл с дистанции перед концертом – а такое у нас бывало. Приходилось переделывать буквально перед мероприятием не один номер. Обидно, сложно, но что делать?
В коллективе любом, а особенно танцевальном, должна быть железная дисциплина по посещаемости уроков. Что греха таить – никто не застрахован от пропусков: заболел, родители отправили к бабушке, некому водить на занятия, – причин много и, наверное, все они очень важные. И сразу возникает проблема невыученных движений, дети не могут быстро ориентироваться в танце, в то время как другие дети тоже теряются от того, что им мешают. И педагог начинает всё сначала.
Как решать эту проблему? Стараться не пропускать. Те дела, которые можно решить в выходные, – решать в выходные. Постараться встать на место ребёнка – ведь это двойная нагрузка – догонять класс. И всё же пока с железной дисциплиной периодически происходят перебои. Жизнь вносит коррективы во всё!
Конечно, мы репетируем годами старые танцы! Некоторые из них жалко отправлять в архив, и мы танцуем их снова и снова. Это практика всех больших коллективов, а нам тем более не возбраняется. Танцуем, пока не надоест!
Я не люблю выставлять на концерт сырые номера. Но порой то, что в классе кажется до секундочки отработанным, на выступлении оставляет желать лучшего. В классе «глаз замыливается» – все дети очень близко, и я пропускаю ошибки или не вижу проблем с рисунком танца. Есть проблема – нет своей сценической площадки. Зато мы готовы выступать везде, лишь бы отвезли, ведь транспорта своего у нас тоже нет.
Дети отделения хореографии в этом году, как и я, настроены решительно. Танцевать, учиться и учиться танцевать! Мы стараемся не пропускать предложений на выступления, в ноябре порадовали несколькими номерами наших мам и бабушек в праздничном концерте на большой сцене – в Баранниковском ДК. Приняли участие в концерте ко Дню матери и в Никольском ДК, на малой сцене с сольным танцем выступила Алина Меньшенина. В этом году и в дальнейшем попробуем другие формы постановок, чтобы быть более компактными и танцевать на любой площадке.
Очень хочется попасть летом на пару фестивалей. В целом планов, как всегда, громадьё. Не будем забегать вперед. Главное – мы есть, танцуем и не желаем останавливаться. А сейчас, простите, оставляю ваше внимание – надо дальше шить. Скоро концерт!
Всегда ваша, Любовь АЛЁШИНА
Фото из архива Л.Б. Алёшиной.
На фото. Маша Обмок, Аня Пасечник, Вика Яворская.
© Редакция газеты «Камышловские известия»