Сб, 21 Сен. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 21 Сен. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Технически сложно, юридически – решаемо
03 сентября 2024, 14:00

Технически сложно, юридически – решаемо



Защита прав потребителей

На что рассчитывать в случае преждевременной поломки бытовых электроприборов?

Илья ЗЫРЯНОВ

Технический прогресс подарил нам массу вещей, упрощающих быт. Однако устроены они порой настолько сложно, что рядовой пользователь не способен вовремя выявить в них какие-либо недостатки. А в случае поломки – правильно определить, по чьей вине она произошла. Нечистые на руку продавцы часто пользуются этим, получая незаконную выгоду.

Не возвращают деньги

Недавно в редакцию обратился житель Камышлова В.В. Попов и рассказал о своём подозрительном невезении с покупкой электроплиты. В позапрошлом году он купил двухконфорочную отечественную модель, доплатив, по совету продавцов, за продление гарантийного срока. Но прибор не проработал и года – через 10 месяцев одна из конфорок перегорела.

Сломанную плиту в магазине согласились обменять. Правда, уже на трёхконфорочную и с доплатой. По странному совпадению, прослужила она ровно такой же срок, что и первая – 15 августа этого года сломалась.

– Я снова обратился в магазин, на этот раз, чтобы получить обратно уплаченную сумму, поскольку не хочу больше иметь с ними дело, – говорит Владимир Викторович. – Но руководитель магазина заявил, что вернуть деньги они не могут по условиям договора. Хотя на одной из выданных мне бумаг такая возможность указана. Вместо этого мне предложили ещё раз обменять плиту. Причём, скорее всего – по ещё более высокой цене.

На что в такой ситуации может рассчитывать покупатель и прав ли продавец мы спросили у специалиста-эксперта Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Л.М. Власовой, адресовав ей фото договора купли-продажи.

– Электроплита относится к технически сложным товарам, их полный перечень утверждён постановлением правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 года под номером 924, – говорит Любовь Михайловна. – В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы в течение 15 дней со дня передачи ему товара.

Но даже по истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружен существенный недостаток товара, срок устранения его недостатков превысил 45 дней или если товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его недостатков.

Потребителю необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть чётко сформулированы требования по поводу недостатков товара. Один экземпляр следует вручить продавцу либо направить письмом с обязательным уведомлением. В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату и данные лица её принявшего.

Продавец обязан принять товар и, если требуется, провести проверку его качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Она проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Поскольку в данном случае потребитель требует вернуть деньги за товар, а по закону на это даётся 10 дней, то и экспертиза должна быть проведена в этот срок.

– Чем отличается проверка качества товара от экспертизы?
– Проверку качества товара осуществляет продавец или уполномоченная им организация – как правило, сервисный центр, – отвечает Л.М. Власова. – А экспертиза проводится специалистами незаинтересованными в результатах рассмотрения дела. Тот же сервисный центр, к примеру, не может её проводить, поскольку уполномочен заводом-изготовителем на ремонт товаров. Экспертиза – это совокупность исследования технических свойств материалов товара с целью их сравнения с принятыми стандартами и определения возможности использования товара по назначению. Экспертом может выступить любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Читайте также:  Тема больная, гриппозная…

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение в судебном порядке. При этом следует помнить, что если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, то потребитель будет обязан возместить ему понесённые расходы, в том числе на хранение и транспортировку товара. Если потребитель не согласен с результатами проверки или экспертизы, он может обратиться в суд.

Также отмечу, что если условия договора купли-продажи нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, законом «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами в этой области, то они являются недопустимыми и ничтожными. Законом установлено право потребителя на возврат денежных средств за товар ненадлежащего качества. Отказ в удовлетворении этих требований является нарушением закона.

– В каком случае продавец обязан предоставить потребителю аналогичный товар?
– Если для замены товара требуется более семи дней, а также на период его гарантийного ремонта по требованию потребителя продавец обязан в трёхдневный срок безвозмездно предоставить ему во временное пользование товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами. Но есть довольно большой перечень технически сложных товаров, на которые указанное требование не распространяется. В него входят все виды мототехники, а также прицепы к ним и номерные агрегаты, такие как двигатели, коробки передач и так далее. Исключения составляет мототехника, предназначенная для инвалидов. Во временное пользование по указанным условиям не предоставляются прогулочные суда и плавсредства, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях, электрические и газовые бытовые приборы, гражданское оружие и основные его части, включая патроны, изделия из драгоценных металлов и камней, а также сами огранённые драгоценные камни.

В соответствии со статьёй 18 закона «О защите прав потребителей», в случае обнаружения недостатков в товаре, не оговорённых продавцом, покупатель по своему выбору вправе потребовать замены товара на аналогичный либо иной марки, с соответствующим перерасчётом цены, соразмерного уменьшения цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Либо как уже отмечалось, требовать расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных средств.

Также следует помнить, что если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, то потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 указанного закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи.

Потребителю возместили ущёрб

В качестве примера Л.М. Власова привела ещё один случай, произошедший в 2023 году. В Роспотребнадзор обратился житель Камышловского района, купивший в магазине водонагреватель. Гарантийный срок на него был установлен продавцом – 24 месяца. В течение этого периода водонагреватель начал протекать. Потребитель обратился с этой проблемой в магазин, и прибор приняли на диагностику. А по её результатам отказали в гарантийном ремонте, мотивируя это тем, что не было проведено ежегодное плановое техническое обслуживание и не заменена защита от коррозии внутренней ёмкости.

Однако о необходимости проведения ежегодного техобслуживания потребителя не информировали, иными словами – не предоставили всю необходимую информацию о водонагревателе.

Покупатель написал претензию в адрес продавца с требованием вернуть оплаченную за товар сумму, а получив отказ, обратился в суд. В итоге с продавца взыскали стоимость водонагревателя, неустойку за нарушение срока возврата денежных средств, сумму судебных расходов по оплате юридических услуг, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

Фото Андрея Зайкова.
На фото. Специалист-эксперт Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Любовь Власова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.