Вс, 8 Фев. 2026 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Вс, 8 Фев. 2026 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Уездный рок-н-ролл
07 февраля 2026, 8:00

Уездный рок-н-ролл



Илья ЗЫРЯНОВ

Сколько же нынче юбилеев! 15 марта исполнится 40 лет со дня основания Свердловского рок-клуба. В честь этого события правительство нашего региона даже объявило год уральского рока, который официально стартовал 4 февраля Большим рок-квартирником в киноконцертном театре «Космос».

Работал Свердловский рок-клуб относительно недолго – с 1986 по 1991 годы, но дал путёвку в жизнь многим всенародно любимым коллективам, таким как «Чайф», «Nautilus Pompilius», «Настя», «Агата Кристи». Им же предшествовала группа «Урфин Джюс». Один из её основателей и бессменный лидер Александр Пантыкин уже давно носит почётный титул «дедушки уральского рока».

Оказывается, в 1996 году Пантыкин приезжал в Камышлов на музыкальный фестиваль в Дом детского творчества в качестве члена жюри. Сам он признался, что уже не помнит этот маленький эпизод своей насыщенной деловой жизни. Но для местной музыкальной тусовки это было значимое событие. Рассказал о нём камышловец Юрий Холодилов, которому в тот раз довелось выступать перед именитым экспертом в составе собственной рок-группы «Транс-Плантация».

– Хорошо помню забавную сцену в фойе Дома творчества, – рассказывает Юрий. – Пантыкин стоял прямо напротив нас, буквально метрах в пяти. А со мной разговаривал наш барабанщик – очень простой парень. Он даже не знал, кто такой Сан Саныч и постоянно нёс какую-то чушь. Я готов был провалиться сквозь землю от стыда. На том фестивале мы играли собственную песню на псевдонемецком языке под названием «Ola-la», навеянную творчеством екатеринбургской группы «Бонго-Бонго». По сути это была тарабарщина вроде популярной тогда «Хару Мамбуру». Но когда Пантыкин послушал наше выступление, то присудил первое место за самое нестандартное построение композиции. Он также был в жюри на фестивале «Живой звук» в 1995 году в Нижнем Тагиле. На следующий день, когда устраивали разбор полётов, он каждой группе говорил какие-то замечания. Про нас он сказал всего одну фразу: «Ну, с вами всё понятно» (смеётся). Мы тогда любили эпатировать зрителей, и музыка наша была, мягко говоря, не для широкой публики.

Музыкой Юрий Холодилов всерьёз увлёкся ещё в школе в начале 1980-х годов. Играл на гитаре и стремился попасть в какой-нибудь коллектив. В те годы на каждом городском предприятии – на Дормаше, швейной фабрике, кожевенном заводе и прочих – был свой музыкальный ансамбль и довольно приличная аппаратура. Тогда же Юрий познакомился с Николаем Пахолковым (по кличке Кол), которого сейчас называет легендой камышловской музыки. Уже в шесть лет Николай хорошо владел гитарой и показывал сверстнику некоторые популярные песни.

Вернувшись из армии в 1988 году, Юрий играл с разными городскими музыкантами, исполнявшими чужую популярную музыку. В 1992 году вместе с другом Андреем Рыжиковым он записал первую собственную композицию – «Вариация на тему си-бемоль доминант септаккорда с повышенной квинтой». Столь вычурное название, перекликающееся с классикой – чистой воды издёвка: сама песня по духу и звучанию была ближе к панк-року.

Через два года друзья создают уже полноценный коллектив, ориентированный в основном на собственное творчество. На бас-гитаре в нём стал играть Александр Самков – третий бессменный участник группы, автор многих песен, которого сейчас, к сожалению, нет в живых.

– Поскольку собственной аппаратуры мы на тот момент не имели, то решили её просто купить, – рассказывает Юрий. – Я до 1992 года работал на кожевенном заводе. С переходом на коммерческие рельсы зарплаты там были просто фантастические. Андрей был замом по энергетике, тоже хорошие деньги получал. И мы поехали к его сослуживцу в Омск. Купили там барабаны, усилитель, две колонки, пульт. Андрей приобрёл себе хорошую чешскую гитару – лицензионную копию легендарного Fender Stratocaster. Звучала она прекрасно. А я позже купил болгарскую бас-гитару «Орфей» у камышловца Валерия Махонева. Он был музыкантом ещё старой школы 1970-х годов. Я этот бас отреставрировал – снял лак, выправил гриф и стал на нём заниматься.

Репетировала группа где придётся – в гараже, в клубе тубдиспансера, в училище-интернате, подвалах школы № 3 и ЦКиД. А в обмен на репетиционную базу пару раз в год давала концерты в этих же учреждениях.

В 1994 году коллектив, временно называвшийся то «Пастер Шлак», то «Неуловимые дезертиры», поехал на первые гастроли в Пышму, Талицу и Богданович вместе с группой «Анатема», созданной на базе камышловской воинской части (через два года Юрий Холодилов пойдёт служить туда по контракту, продолжив параллельно заниматься музыкой).

В 1995 году у группы появилось окончательное название «Транс-Плантация», созвучное популярному в те годы стилю «транс». Связано это было с ещё одним знаковым приобретением: через друзей и знакомых музыкантам удалось раздобыть новейший синтезатор Korg-X3, стоивший полторы тысячи долларов – как двухкомнатная квартира в Камышлове по тем временам. Этот инструмент позволил писать более современную электронную музыку, делать ремиксы на собственные песни, к тому же хорошо зарабатывать на танцах и свадьбах.

– Нас вдохновляло очень многое, – продолжает Юрий Холодилов. – В 1992 году в нашу страну хлынул бурный поток разной западной музыки. Особенно скосила «Nirvana». Очень нравилась школьная группа «EMF» из Британии. Мы даже кавер делали на одну из их песен. Отечественные «Агата Кристи» и «Наутилус» нам тоже близки. Примерно тогда же появились кассеты верхотурской панк-группы «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе». Мы удивились: в Верхотурье пишут песни и издают их, почему мы так не можем? Материал на несколько композиций уже имелся. А вот с записью не везло. В то бескомпьютерное время надо было всё сыграть живьём, попасть чётко в ноты и доли. Как-то на квартире мы записали три песни, причём очень качественно. Но плёнки остались в машине на морозе и через три дня просто осыпались. Оставалось только локти кусать.

Недостаток теоретических знаний в группе восполнял Сергей Чемезов, у которого было хоть и неоконченное, но музыкальное образование. Почти в каждую песню авторы вставляли какую-нибудь загримированную, но узнаваемую музыкальную цитату – канкан, похоронный марш и прочее в этом духе. При этом традиционных мелодических ходов и ритмов поначалу избегали, много экспериментировали с аранжировками, синкопированием, размерностью. Правда, в конце концов прислушались к совету камышловского композитора Юрия Афанасьева и стали играть привычные большинству слушателей четыре четверти.

С проездом и проживанием во время гастролей музыкантам активно помогал отдел по делам молодёжи и спорта городской администрации, который с 1995 по 2000 годы возглавлял Александр Черкасских. При его поддержке был организован и приезд в Камышлов Александра Пантыкина.

Осенью 1995 года «Транс-Плантация» выступила в екатеринбургском рок-центре «Сфинкс» на ул. Первомайской, который объединил уральских рокеров после закрытия Свердловского рок-клуба. На следующий год камышловцы стали участниками областного фестиваля «Первая октава», который показывали по телевидению, и запись выступления сохранилась. После этого их снова приглашали в столицу области, но вскоре группа прекратила всякую деятельность – появились семьи, дети, и большинству музыкантов стало не до творчества. Лишь изредка коллектив собирался ради разовых выступлений на Дне города или Дне молодёжи. Последний раз они появились на сцене в 2012 году на разогреве московской группы «7Б», выступавшей в ЦКиД.

С 2006 по 2008 годы Юрий Холодилов и Андрей Рыжиков проводили рок-фестивали «Мы вместе» в ЦКиД, затем ещё семь лет организовывали концерты под открытым небом «Реал-Калина-OPEN».

Пару лет назад Андрей из Камышлова уехал. А Юрий работает техником в Культурном центре Камышловского района. Кроме этого у него сейчас своя прокатная компания, предоставляющая для шоу профессиональный звук, освещение и сцену. Уже 10 лет он работает на байкерских фестивалях в Талице и Ирбите. А в последние годы ставит звук и свет на фестивале UrbanKam, где, как и в былые годы, дебютируют молодые камышловские музыканты. n

Фото из архива Юрия Холодилова.
На фото. Группа «Транс-Плантация» выступает на областном фестивале «Первая октава» в 1996 году. На фото (слева направо): Сергей Чемезов, Юрий Холодилов и Андрей Рыжиков.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Добавить комментарий

© 2008-2026 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.