Более 3000 человек заявились в этом году на конкурс профессионального мастерства «Лучший школьный педагог-библиотекарь России», который ежегодно проводится обществом «Знание». 300 конкурсантов прошли в финал, 30 стали призёрами, ещё 15 – победителями.
И первая в списке лучших – педагог-библиотекарь школы № 7 Анастасия Аракелян. В этой должности она работает всего четвёртый год, но уже зарекомендовала себя как специалист творческий и открытый для профессионального диалога. Потому и обратила внимание на положение о всероссийском конкурсе, пришедшее на школьную почту ещё летом. Обсудив идею со своим наставником – педагогом-психологом Елизаветой Борноволоковой, Анастасия решила участвовать.
Успешно пройдя тестирование по нормативно-правовой базе библиотечного дела, она получила первое практическое задание – провести литературные лекции по двум повестям – «Гранатовый браслет» Александра Куприна и «Обелиск» Василя Быкова. Занятия были необычные – подразумевали регистрацию всех участников лекций, фотоотчёт и итоговый онлайн-опрос среди учащихся.
– Девятиклассники, с которыми мы разбирали произведения, отнеслись к этой идее с энтузиазмом, поскольку мы и вне конкурса проводим библиотечные уроки в разных форматах, – рассказывает Анастасия Сергеевна. – Ребята поддерживали меня, реагировали адекватно, после лекции смогли ответить на вопросы, и, видимо, поставили хорошие баллы, поскольку меня пригласили на следующий этап конкурса.
Он оказался гораздо сложнее. Предстояла онлайн-дискуссия по очень противоречивой проблеме внедрения электронно-библиотечной системы, проще говоря – цифровых книг, которые можно читать на компьютерах, планшетах и смартфонах.
– Не секрет, что многие родители и учителя против такого подхода, да и сами дети электронные книги воспринимают хуже, – говорит Анастасия Аракелян. – С другой стороны, фонды художественной литературы школьных библиотек почти не пополняются – печатные книги сейчас дорогие, и у большинства образовательных учреждений нет средств, чтобы их закупать. Даже в учебниках литературы для старших классов сейчас нет оригинальных произведений – только их сокращённые варианты. Чтобы прочесть произведение полностью, нужна полноценная книга. И если нет печатного формата, то лучше уж электронный, чем совсем ничего. На мой взгляд, личный пример педагога мог бы показать, что это облегчает жизнь, а не усложняет её.
После этой дискуссии Анастасию пригласили на финал конкурса, который проходил 11-12 декабря в Москве в рамках международного форума школьных библиотекарей. В событии участвовали около 1000 специалистов из России, Беларуси, Армении, Казахстана и других стран ближнего зарубежья. Было много именитых гостей: актёры театра и кино Дмитрий Харатьян, Нона Гришаева, Александр Олешко и Евгений Князев, писатели Сергей Лукьяненко и Юрий Поляков, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, советник президента РФ Елена Ямпольская и директор общества «Знание» Максим Древаль.
– Оба дня были очень насыщены лекциями и дебатами, – рассказывает Анастасия Аракелян. – Одному из спикеров задали интересный вопрос: почему бы не создать карту по аналогии с Пушкинской, по которой школьник мог бы купить, скажем, раз в месяц бумажную книгу? Это был бы хороший стимул. Идею вроде бы поддержали. Вот только будут ли дети пользоваться картой, если у них в принципе нет интереса к чтению?
В первый день фестиваля в гостинице «Космос» конкурсантов ждало последнее испытание – презентация собственного практического опыта внеурочной деятельности. На доклад отводилось всего восемь минут, ещё пара минут – на вопросы жюри. Анастасия рассказала о школьном литературном квартирнике, гостем которого был ветеран афганской войны Алексей Казанцев. На той февральской встрече дети в неформальной обстановке читали стихи, слушали авторские песни под гитару, Алексей Леонидович рассказывал о своём военном опыте.
Нестандартный формат, пригодный для тиражирования и применения в других школах, жюри оценило по достоинству. На следующий день Анастасия Аракелян поднялась на сцену концертного зала в национальном центре «Россия», где ей вручили диплом победителя. В качестве призов она получила ноутбук и видеопроектор. А издательство «Феникс» обязалось отправить ей по почте большой сборник детских книг. В печатном варианте.
– Когда я увидела, сколько участников приехало на форум, то немного даже потеряла веру в себя, – признаётся Анастасия. – Где ж мне с ними соперничать? Но оказалось, что и мы что-то можем. Я очень признательна коллективу нашей школы и всем, кто меня поддерживал.
Илья ЗЫРЯНОВ
Фото: Педагог-библиотекарь школы № 7 Анастасия Аракелян с конкурсными наградами.
© Редакция газеты «Камышловские известия»



