Вопросы воспитания
Тандем «школа – родители» очень важен для формирования личности ребёнка
Вопрос о воспитании детей периодически поднимается в СМИ. Сегодня на страницах газеты я бы хотела поднять тему ещё раз и привлечь к её обсуждению всех участников образовательного процесса.
Роль школы в вопросе воспитания подрастающего поколения огромна и важна. Поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование личности.
И я не зря заговорила о роли семьи. Закон «Об образовании в Российской Федерации» прямо указывает на то, что родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Ведь именно родители являются для него непререкаемым авторитетом. Отношения, которые складываются в семье, дети переносят в школу, на отношения со сверстниками. И если в семье насаждается культ жестокости типа «Бей первым, бей обидчиков», то ребёнок в социуме так и будет поступать. Ведь это его папа, такой сильный и умный, так посоветовал!
А какая же позиция в этом вопросе у школы? В каждой, в том числе и в нашей, разработаны программы воспитания и социализации. Они направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности. Мы ориентируем детей на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. В своей деятельности создаём ребёнку условия для свободного выбора форм и способов самореализации. В школе работают кружки и секции. Учащиеся могут реализовать себя через самоуправление, участие в конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах. Целью программы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Но все эти усилия будут бесполезны без поддержки родителей. И вот тут возникает парадокс. У некоторых родителей сформировалась позиция потребительского отношения к школе, для них это своего рода камера хранения: «мы отдали вам ребёнка, выдайте нам его умным, развитым и готовым к любым испытаниям. Дайте результат!»
Мы готовы давать результаты, но, товарищи родители, только вместе с вами! Я хочу сказать, что без совместных усилий положительного результата мы будем добиваться гораздо дольше. В этой связи тандем «школа – родитель» очень важен. Мы открываем школу для родителей. Создали управляющий совет, организуем дни открытых дверей, используем и традиционные формы работы: родительские собрания, посещения семей.
И вот что я заметила: всё чаще некоторые родители стараются эксплуатировать тему воспитания и безопасности ребёнка в школе. Они не просто не признают пробелы воспитания в семье и не ищут способы изменения ситуации, а стараются доказать, что школа не права и ничего не делает. И здесь в ход идут все средства вплоть до судебных разбирательств.
На мой взгляд, это неэффективный путь. Нам следует думать не о себе в частности, а о том, что вынесет из стен школы ребёнок. С каким багажом он выйдет в жизнь. Будет ли считать, что сила в кулаках, или найдёт способ конструктивного решения вопроса.
Я как директор открыта для общения, мой кабинет всегда открыт, и наши родители об этом знают. Моё убеждение строится на том, что можно решить любой вопрос, но для этого нужно желание двух сторон.
Елена КОЛМОГОРОВА, директор Порошинской школы
© Редакция газеты «Камышловские известия»