Ко Дню города в старых газетных подшивках мы нашли для вас, дорогие читатели, любопытный материал. Это обращение к камышловцам нашего земляка, авиатора, бортмеханика Флегонта Бассейна, потомки которого по сей день живут в Камышлове и Камышловском районе. Письмо было опубликовано в газете «За коммунизм» в номере, посвящённом 300-летию Камышлова. Читайте.
Дорогие земляки! От всего сердца поздравляю вас со славным трёхсотлетием города Камышлова. Хотя я давно в нём не был, и болезнь не даёт мне возможности принять непосредственное участие в юбилейном торжестве, я люблю город своего детства и душой с вами, друзья!
Уральский городок за три века своего существования дал Родине много воинов и знатных тружеников. Камышловцев можно встретить в разных уголках СССР, в научных учреждениях, на заводах, в больницах, на транспорте, в школах. Есть они и в советской авиации.
Кажется, я первым из уроженцев Камышлова претворил в действительность мечту юношей о небе. Сорок пять лет тому назад, совсем молодым человеком я попал в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» и принял участие в боевых действиях против Колчака. С тех пор вся моя жизнь была связана с авиацией. Мне удалось изучить материальную часть самолётов различных типов и стать бортмехаником. Я начал летать на первых самолётах отечественного производства, когда на них даже не было радио и навигационного оборудования. Лётчики были тогда «слепыми» и «глухими». Само собой, было много приключений, вынужденных посадок, неожиданных поломок, исправлять которые часто приходилось в северной тундре, за сотни километров от человеческого жилья. Ведь я попал в Арктику в те годы, когда самолёт был редким гостем в необозримых ледяных просторах.
Самая большая гордость моей лётной жизни – то, что мне удалось принять участие в исторической воздушной экспедиции на Северный полюс в 1937 году. Я был бортмехаником на флагманском самолёте, ведомом прославленным лётчиком, одним из первых Героев Советского Союза Михаилом Васильевичем Водопьяновым, доставившем в сердце Арктики зимовщиков дрейфующей станции «СП-1» – Папанина, Фёдорова, Ширшова и Кренкеля. За участие в этой экспедиции правительство наградило меня орденом Ленина.
Вместе с генерал-майором М.В. Водопьяновым мне довелось участвовать в первой бомбёжке Берлина. Мы сбросили «гостинцы» на логово фашистского зверя в ночь на
20 августа 1941 года. Гитлер кричал тогда на весь мир, что берлинское небо закрыто для советских лётчиков, а мы, прорвавшись через огненные заставы, долетели до заветной цели и разбомбили военные объекты в районе Берлина.
Много раз пришлось мне в годы войны летать на бомбежку дальних тылов врага. После Дня Победы, как и многие полярные авиаторы, я вернулся к полётам на суровый Крайний Север.
Увы, из-за болезни и по возрасту я давно уже «отлетался». Другие молодые и умелые техники регулируют моторы и готовят к полётам в Арктику мощные и быстроходные советские воздушные корабли. Очень почётная и нужная профессия – авиационный механик, и я призываю своих юных земляков идти на «небесную службу»!
С праздником, товарищи!
Флегонт БАССЕЙН («За коммунизм» от 10 августа 1968 года)
Фото: Ф.И. Бассейн и М.В. Водопьянов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»