Откровенный разговор.
2021 год в нашей стране в соответствии с декабрьским указом президента объявлен годом науки и технологий. Старт его приурочен к годовщине основания Российской академии наук – 8 февраля (28 января по старому стилю). Этой дате мы посвятим новую рубрику о достижениях отечественных учёных.
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, иногда ошибочно упоминаемые как «братья Черепановы» – русские промышленные инженеры-изобретатели. Известны тем, что построили первый паровоз и железную дорогу в России. Были родом из крепостных рабочих Демидовых – знаменитой династии владельцев уральских заводов
Вклад этот действительно огромный, не поспоришь. Пытливый русский ум способен достичь любых высот и глубин. Но всегда ли он может применить достижения для пользы обывателя?
В 1884 году подданный Российской империи изобретатель и конструктор Огнеслав Костович построил первый бензиновый карбюраторный двигатель, а вскоре и автомобиль. Уже через десяток лет самоходные повозки вовсю колесили по улицам. Правда, улицы эти были парижские. Немецкий инженер, конструктор и промышленник Готтлиб Даймлер свою менее удачную разработку запатентовал первым, продав её чуть ли не всей Европе. Во Франции идея пошла на ура. Наш последний император Николай II хоть и оценил работу своего подданного, но ездил на автомобилях компании «Рено». А потому что наших не было. Имя Даймлера сейчас нарицательное, а Костович зарыт в энциклопедиях. И какие машины преобладают на нынешних российских дорогах?
В 1833 году русские промышленные инженеры-изобретатели Ефим и Мирон Черепановы в числе первых построили паровоз, и уже через четыре года в России функционировала железная дорога. Правда, ездил по ней зарубежный локомотив разработки английского изобретателя, инженера-механика Джорджа Стефенсона. Потому что не верили российские чиновники в Черепановых, предпочитали покупать паровозы в Англии. В двадцатые и тридцатые годы следующего века предпочитали покупать в Германии и Швеции. А в Великую Отечественную войну с благодарностью принимали американские паровозы по программе ленд-лиза. И на сегодняшний день Россия не входит в клуб стран, которые могут похвастаться высокоскоростными поездами.
Выдающийся учёный, электротехник Александр Лодыгин в 1874 году запатентовал в России лампу накаливания. А массовое их производство для бытовых нужд наладил американский предприниматель Томас Эдисон, купивший патент у русского изобретателя. Его имя сейчас на слуху, а кто помнит Лодыгина?
Далее по списку: талантливый русский авиаконструктор Игорь Сикорский, создатель первых в мире многомоторных самолётов «Русский витязь» и «Илья Муромец» – гордость патриотов. Мигрировал от большевиков во Францию, а затем в США, развернув там производство. Его фамилия сейчас гораздо чаще пишется латиницей. А современный потребитель делает выводы по логотипу на продукте, не утруждаясь чтением энциклопедий. Отсюда и мнение, будто всё сделано и придумано за рубежом.
Но мы-то ведь знаем, что это не так. И верим, что на современном этапе остаётся шанс догнать, а возможно, и перегнать остальной мир. Не зря ведь созданы инженерная школа, фонды поддержки молодых учёных и премия президента в области науки и инноваций. Да и сам год науки наверняка объявлен неспроста.
Материал подготовил Илья ЗЫРЯНОВ
© Редакция газеты «Камышловские известия»