Пт, 19 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 19 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
В преддверии года науки
02 февраля 2021, 16:00

В преддверии года науки



Откровенный разговор.   

2021 год в нашей стране в соответствии с декабрьским указом президента объявлен годом науки и технологий. Старт его приурочен к годовщине основания Российской академии наук – 8 февраля (28 января по старому стилю). Этой дате мы посвятим новую рубрику о достижениях отечественных учёных.

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, иногда ошибочно упоминаемые как «братья Черепановы» – русские промышленные инженеры-изобретатели. Известны тем, что построили первый паровоз и железную дорогу в России. Были родом из крепостных рабочих Демидовых – знаменитой династии владельцев уральских заводов
Ну а пока порассуждаем. Недавно один человек задал мне интересный вопрос: почему современная молодёжь уверена в ущербности нашей страны вообще и науки в частности? Почему многие заявляют, будто русские люди никогда ничего не создавали и не в состоянии этого сделать? Будто всё нужное и значимое создано американцами и европейцами, а мы только и делаем, что покупаем у них разработки? В качестве аргумента он привёл список из 125 пунктов с именами русских учёных и их открытий, отметив, что это лишь поверхностный взгляд на вклад России в мировую науку.

Вклад этот действительно огромный, не поспоришь. Пытливый русский ум способен достичь любых высот и глубин. Но всегда ли он может применить достижения для пользы обывателя?

В 1884 году подданный Российской империи изобретатель и конструктор Огнеслав Костович построил первый бензиновый карбюраторный двигатель, а вскоре и автомобиль. Уже через десяток лет самоходные повозки вовсю колесили по улицам. Правда, улицы эти были парижские. Немецкий инженер, конструктор и промышленник Готтлиб Даймлер свою менее удачную разработку запатентовал первым, продав её чуть ли не всей Европе. Во Франции идея пошла на ура. Наш последний император Николай II хоть и оценил работу своего подданного, но ездил на автомобилях компании «Рено». А потому что наших не было. Имя Даймлера сейчас нарицательное, а Костович зарыт в энциклопедиях. И какие машины преобладают на нынешних российских дорогах?

Читайте также:  Улыбка Будды

В 1833 году русские промышленные инженеры-изобретатели Ефим и Мирон Черепановы в числе первых построили паровоз, и уже через четыре года в России функционировала железная дорога. Правда, ездил по ней зарубежный локомотив разработки английского изобретателя, инженера-механика Джорджа Стефенсона. Потому что не верили российские чиновники в Черепановых, предпочитали покупать паровозы в Англии. В двадцатые и тридцатые годы следующего века предпочитали покупать в Германии и Швеции. А в Великую Отечественную войну с благодарностью принимали американские паровозы по программе ленд-лиза. И на сегодняшний день Россия не входит в клуб стран, которые могут похвастаться высокоскоростными поездами.

Выдающийся учёный, электротехник Александр Лодыгин в 1874 году запатентовал в России лампу накаливания. А массовое их производство для бытовых нужд наладил американский предприниматель Томас Эдисон, купивший патент у русского изобретателя. Его имя сейчас на слуху, а кто помнит Лодыгина?

Далее по списку: талантливый русский авиаконструктор Игорь Сикорский, создатель первых в мире многомоторных самолётов «Русский витязь» и «Илья Муромец» – гордость патриотов. Мигрировал от большевиков во Францию, а затем в США, развернув там производство. Его фамилия сейчас гораздо чаще пишется латиницей. А современный потребитель делает выводы по логотипу на продукте, не утруждаясь чтением энциклопедий. Отсюда и мнение, будто всё сделано и придумано за рубежом.

Но мы-то ведь знаем, что это не так. И верим, что на современном этапе остаётся шанс догнать, а возможно, и перегнать остальной мир. Не зря ведь созданы инженерная школа, фонды поддержки молодых учёных и премия президента в области науки и инноваций. Да и сам год науки наверняка объявлен неспроста.

Материал подготовил Илья ЗЫРЯНОВ

 


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.