Вт, 22 Сен. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
22 ноября 2014, 10:00

Виолончели дивный звук



_MG_3978Музыканты и инструменты

Виолончель исходит в томном стоне,
Гудит, жужжит, как шмель в июльский зной.
Растаяли в святилище симфоний
Колонны, люстры, строгих кресел строй.
И нет пюпитра перед черным фраком,
Нет к струнам наклонённой головы.
Уж не смычок скользит по нотным знакам,
А ветер по кудрям листвы…

Всеволод Рождественский.
«Виолончель».

Есть на земле музыкальные инструменты, точно специально придуманные для выражения одновременно силы и слабости, бури и лирической грусти, напряжения и нежности. Как раз такой инструмент – виолончель.
Помните известный «Полёт шмеля» Римского-Корсакова? Вот он зажужжал – как будто бы монотонно, однако вовсе нет, рождается очень яркий, буквально зрительный образ. Или «Лебедь» Камиля Сен-Санса? А вспомните любой фильм с тревожной, драматичной музыкой. Всё это – виолончель. Да-да, та самая «очень большая скрипка», из-за которой музыканта почти и не видно во время исполнения. Но как она звучит! Низкий, благородный голос – струны отзываются на прикосновения смычка очень красиво, певуче и «бархатисто».
Что же такое – виолончель? Это инструмент низкого регистра, и все партии для неё написаны в басовом ключе. Звук густой, сочный, считается особенно приближенным по тембральной окраске к человеческому голосу в диапазоне от баса до тенора.
Виолончель есть в любом оркестре. Партии у неё самые разные: могут быть мрачные и таинственные, драматичные и трагичные или, наоборот, воздушные и очень лирические. Виолончель и в слушателях отзывается такими же глубокими эмоциями, сильными чувствами, о которых рассказывает. «Петь надо так, как поёт виолончель!» – восклицал когда-то Фёдор Шаляпин.
Может быть, поэтому так любят виолончель композиторы? Трудно найти хоть одного классика, который бы не писал для этого инструмента. Да что там классики! Недавно услышала молодую финскую рок-группу «Апокалиптика». Эти парни в стиле «симфо-метал» (или, точнее, «челло-рок», что означает «рок на виолончелях») творят что-то виртуозно-невероятное – не только в слуховом восприятии, но и в зрительном.
В нашей музыкальной школе с самого её основания был класс виолончели под руководством Леонида Феликсовича Реута, когда-то играли большие ансамбли виолончелистов. Об этом мне рассказала музыкант Марина Евгеньевна Секерина, по-моему, единственный сегодня в городе профессиональный виолончелист. Почти двадцать лет она вела в музыкальной школе класс виолончели, пока не настали трудные времена: не оказалось желающих играть на этом непростом инструменте. А вот сама она сделала выбор вполне осознанно: в третьем классе ей очень захотелось учиться музыке. Каждый день после уроков добираться с нотами в музыкальную школу на другой конец города, заниматься, заниматься и играть, играть, играть…
А в музыкалке предложили на выбор: домра или виолончель. И вот ведь удивительно: маленькая девочка выбирает большой, не совсем изящный инструмент. Показалось, говорит Марина Евгеньевна, что классическая музыка ей ближе народной. Выбрала – и не ошиблась.
Закончила школу, Асбестовское музыкальное училище, вернулась в родной город и стала учить ребят игре на любимом инструменте. Потом – высшее образование на дирижёрско-хоровом отделении.
– По сложности исполнения виолончель ни в чём не уступает скрипке. Чтобы научиться, нужно очень много заниматься, – рассказывает Марина Евгеньевна. – Учиться слушать – ноту, звук, интервал, интонацию. Сначала «проиграть», сынтонировать мелодию внутри, в воображении, а потом играть. Этому приходится учиться долго, на первых порах малыши фальшивят. И в этом их беда: хочется научиться быстро, а сразу не выходит. И часто интерес к инструменту пропадает. Но все через это проходят, и однажды приходит понимание и умение. Все мои ученики стали хорошими, достойными людьми.
…Не знаю, как кому, а мне бы очень хотелось, чтобы виолончель вернулась в наш город. Чтобы мальчики и девочки снова захотели осваивать этот трудный, красивый и благородный инструмент. Традиции, когда-то заложенные, должны жить и развиваться.

Читайте также:  «Отразил он всю душу России»

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.

Пять фактов о виолончели
• Виолончель (итал. Violoncello, соращённо cello) – смычковый струнный инструмент басового и тенорового регистра с четырьмя струнами, по высоте звучания средний между альтом и контрабасом. Известен с первой половины XVI века. Имеет такое же строение, как и скрипка, однако значительно больших размеров.
• Звуковой диапазон очень большой – в три с половиной октавы.
• Изначально виолончель была ансамблевым инструментом. Её сольная карьера началась в конце XVII века с появлением сонат Доменико Габриели и продолжилась благодаря произведениям Баха, Бетховена и других композитров.
• В оркестровой и камерной музыке виолончель, исполняя сольные, теноровые и басовые партии, в течение двух столетий остаётся вторым по значению смычковым инструментом, уступая лишь скрипке.
• Великие виолончелисты мира: Карл Давыдов, Пабло Казальс, Леопольд и Мстислав Ростроповичи, Давид Поппер, Гаспар Кассадо, Франсуа Серве, Альфредо Пиатти, Морис Морешаль, Даниил Шафран, Жаклин Дю Пре и другие.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: