Новый год – праздник, одинаково любимый детворой и взрослыми. Запах хвои, мерцание гирлянд, шуршание мишуры, блеск ёлочных игрушек – всё такое радостное, таинственное, многообещающее. И ёлки, как вехи нашей жизни, – обязательный атрибут Нового года.А где в Камышлове устраивали новогодние ёлки, как встречали наступление нового года в ушедшем ХХ веке? Сегодня я расскажу вам об этом.
Я в детстве встречала Новый год, конечно, в школе. Особенно запомнились праздники в школе № 60, потом она стала № 9, а сейчас в этом здании, пережившем в 70-е годы пожар, строится стоматологическая клиника. Здание хорошо отремонтировано, радует внешним видом взор камышловцев и гостей города. Это одно из четырёх зданий, построенных земством в начале прошлого века (1912 год) по проекту архитектора-самоучки А.Г. Фалалеева.
Запомнилась встреча 1955 года. Маму пригласили играть Деда Мороза, а я была Снегурочкой. Мы сами шили костюмы. Помню, у меня была голубая шубка, отделанная ватой, а чтобы она блестела, её обсыпали слюдой. И что вы думаете, ватная оторочка действительно сияла морозным блеском, как настоящий снег в хороший зимний денёк. Образцом для моего костюма послужил образ Снегурочки с одноимённой картины В.М. Васнецова. В школе у нас был зал, в отличие от других зданий этого типа. Окна выходили на север, потолок подпирали две квадратные колонны. В середине этого зала и устанавливалась довольно высокая сосёнка, вокруг которой мы водили хороводы. Кульминационным моментом было
зажигание огней. Естественно, с одного раза это не получалось.
А фонариков, какие сейчас радуют нас, не было. Красили обыкновенные лампы красными чернилами, зелёнкой и т.д. Электрики соединяли их в гирлянды. И вот прикосновение посоха Деда Мороза, от нашей дружной просьбы «Ёлочка, гори!» лампочки зажигались, раздавалось дружное «Ах».
Музыкант (у нас был Владимир Жаринов) разводил мехи баяна, и мы воодушевлённо затягивали «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла!». К празднику учили и новые песни, мне понравилась песня с такими словами:
Ясный день, замечательный воздух.
Забирайте коньки – и на лёд.
Встретим так новогодний наш праздник,
Чтоб потом вспоминать целый год.
Припев.
На коньках хорошо, на санях хорошо,
И с горы хорошо прокатиться.
Но сейчас веселей,
в десять раз веселей
Возле ёлки играть и кружиться!
А дальше-то какие красивые слова, так и слышишь, и видишь, и обоняешь происходящее:
Серпантина бумажные стружки,
Извиваясь, на ветках шуршат.
Из мешка доставая игрушки,
Дед Мороз поздравляет ребят.
Ватный снег на иголках не тает,
Как сосульки, блестят леденцы,
Огоньков разноцветные стаи,
Голосов молодых бубенцы.
Согласитесь, как радостно, красиво, празднично. А написала слова популярная в те годы детская поэтесса Н. Саконская.
Не могу не рассказать о ёлках, организуемых в 50-60-е годы домом пионеров. Располагался он в здании, где сейчас городской отдел образования.
Дом пионеров тогда собирал огромное число мальчишек и девчонок. Там работали кружки ИЗО, планерный, танцевальный, хоровой и другие. Кроме Деда Мороза и Снегурочки, нередко на праздник приходил персонаж «Новый год». И.И. Даирова долгое время командовала камышловской пионерией, а на ёлках была Снегурочкой. Роль Деда Мороза исполняла М.Н. Соколова.
– Прошло уже более полувека с того Нового года, – рассказывает Ида Ивановна. – А я помню такой случай: в каникулы в один день ёлку посещали до трёх, а то и четырёх групп. Однажды наш Дед Мороз (Маргарита Никандровна), пользуясь перерывом между ёлками, решила сбегать домой. Жила она недалеко. Ушла и пропала. А зрители пришли, ждут действо. Встречать же детей должен Дед Мороз. Решила изменить сценарий. Встречаю сама в образе Снегурочки. Загадки им загадываю, ёлку показываю, песни петь заставляю, а сама всё бегаю, смотрю, где Дед Мороз. Обращаюсь к детям: «Дети, вы не видели Дедушку Мороза?» «Не-е-т» кричат. «Пойте громче песню про него, а я пойду поищу». Бегу за кулисы. Чуда не происходит. «Похитили моего Деда! Что делать?» Хватаю шубу, шапку, бороду, натягиваю на себя, а Маргарита меня чуть не на две головы выше. Выхожу к детям. Думаю, сейчас меня разоблачат. Какой я Дед Мороз! Гномик в чужой шубе.
– Здравствуйте, дети!
– Здравствуйте! – отвечают.
Сочиняю, как я шёл долго, как меня Баба-яга удерживала, а дети ждут, когда ёлочку будем зажигать, но я к ним с вопросом, не видали ли они Снегурочку.
– Она тебя ушла искать, – отвечают.
– Пойду погляжу, не попала ли она в лапы Бабы-яги!
Убегаю за кулисы. Ура! Маргарита пришла. Хотела я её посохом огреть, да пожалела.
– Уснула, – говорит она. – Уснула.
Быстро переоделись и пошли к ребятам творить чудеса: зажигать на ёлке огни, раздавать подарки. Те, кто готовил новогодние праздники для детей, поймёт, сколько фантазии, сил, энергии требует подготовка. Немудрено и заснуть. Но кто проводит эти праздники, тот согласится со мной, что и силы восстанавливаются, и жить хочется, когда смотришь на счастливых, нарядных детей, восторженно взирающих на ёлку и ожидающих чуда!
* * *
И мы вместе со всеми вами будем верить в лучшее. А наши новогодние ёлки в квартирах, домах культуры, на площадях пусть, как вехи на большой дороге, ведут нас к счастью!
Елена ФЛЯГИНА
70-е годы. Праздник в детском саду № 2.
© Редакция газеты «Камышловские известия»