Локомотивное депо Камышлов за свою 140-летнюю историю пережило немало реорганизаций. Больше 40 лет, с 1961 по 2005 годы, это был пункт подмены локомотивных бригад. Время освоения тепловозной, затем электровозной тяги, работы не только в грузовом, но и в пассажирском движении, и ещё небывалого увеличения количества локомотивных бригад и большого строительства.
За те годы сменилось немало начальников пункта подмены. Дольше всех его возглавлял самый молодой руководитель – Николай Данилович Прозоров. Его полувековой опыт работы – целая страница истории не только камышловского пункта подмены, но и всей Свердловской железной дороги.
Из медиков – в слесари
Начал рассказ о своей жизни Николай Данилович с удивительной встречи своих родителей: мама была санитаркой в нашем военном госпитале, а отец родом из Курской области, в Великую Отечественную был башенным стрелком на танке Т-34, участвовал в Курской битве, где получил сильные ранения в руку и ногу. Руку пришлось ампутировать, так как началась гангрена, а ногу он отстоял, и с того времени один госпиталь сменял другой, пока боец не оказался в Камышлове, где его вылечили и где он познакомился с будущей женой. «Так судьба и сложилась», – рассказывает Николай Данилович.
И, конечно, мама хотела, чтобы дети стали врачами. К слову, старший сын мечту воплотил – был известным в городе рентгенологом. И младший сын тоже поступил в Камышловское медицинское училище на фельдшерско-акушерское отделение. Полтора года проучился, но сначала акушерская практика, а потом практика в морге привели юношу к решительному отказу от медицинской профессии. Мама, конечно, расстроилась, но сын стоял на своём. И круто всё поменял: в ГПТУ № 16 его сразу приняли на второй курс специальности «слесарь по ремонту электровозов». В 1966-м в Камышлове были только тепловозы, об электрической тяге ещё не помышляли, а специальность в училище уже была – по заказу ТЧ-5 станции Свердловск-Сортировочный.
– В группе был недобор, – вспоминает Николай Данилович, – мало желающих поступить на такую тяжёлую специальность. Зато все остальные группы были переполнены. Окончил я курс с отличием, и отправили меня на двухмесячную практику в Свердловск. Тяжёлая это была работа, ничего не скажешь. Я там попросился одновременно посещать курсы помощников машиниста электровоза. Так параллельно и практику прошёл, и экзамен на помощника сдал. Но куда меня могли распределить, если в Камышловском пункте подмены были только тепловозы? И в Тюмени – тепловозное депо. Так что отправился я обратно в депо Свердловск-Сортировочный. До 1967-го работал помощником, ездил по разным направлениям – на Курган, Нижний Тагил, Дружинино, даже до Перми. Электровозы тогда были старые, ВЛ22, но разных модификаций.
В 1967-м он ушёл в армию, стал танкистом, как отец. Служил в Ленинградской области и в Карелии. Был командиром танка, путь от рядового до старшины роты дался легко, а настойчивый и решительный характер солдата заметили командиры: в течение четырёх месяцев Николай исполнял обязанности командира взвода. В 1969-м вернулся, и снова – в депо Свердловск-Сортировочный, но там уже работал недолго, до 1970 года: тянуло домой, хотя, как говорит Николай Данилович, в пункт подмены в то время устроиться было непросто: коллектив насчитывал 420 человек, свободные места были редко.
Начальник в 33 года
Однако Николая Прозорова на работу взяли, а в 1972-м он окончил курсы и стал машинистом тепловоза Т3. Поступил в техникум, вскоре сдал экзамены на классность и перешёл из грузового в пассажирское движение сначала машинистом 2-го, затем 1-го класса. А машинистом он был отличным, поезда водил без замечаний, передавал опыт начинающим, и начальник пункта подмены В.П. Олонцев назначил его исполняющим обязанности машиниста-инструктора, через некоторое время – заведующим локомотивными бригадами (была такая должность по распределению бригад в поездки).
Однажды вызвал Н.Д. Прозорова к себе начальник отдела кадров А.В. Хохряков и поставил перед фактом: будем вас рекомендовать на должность начальника пункта подмены. Подключились председатель профкома С.И. Байнов и парторг В.Г. Малинин, общими усилиями удалось убедить наотрез отказывающегося машиниста.
– Так в сентябре 1981-го началась моя новая деятельность, – вспоминает Николай Данилович. – Но я ещё полгода не давал согласия, был только исполняющим обязанности. Я же прекрасно знал, что это за нервная работа: то обрыв автосцепки, то у кого-то проезд запрещающего сигнала, то рельсы пробуксуют. Но куда деваться – уговорили. А тут как раз началась электрификация, появились электровозы, руководство дало установку: Камышлов – основная база локомотивных бригад, значит, надо пункт подмены развивать, увеличивать штат, удлинять плечи (бригады стали ездить до Дружинино, Шали, Седельниково). И коллектив вырос до 1000 человек, было 15 грузовых колонн и две пассажирских. И пошло. Тепловозы Т3 стали заменять на 2Т116, потом на электровозы, машинистов надо было переучивать. Организовывали срочные курсы, приглашал преподавать на них наших пенсионеров. Мы в середине 1980-х по 50 машинистов за лето запускали! Хотя я часто возражал, так как мало было подготовки и обкатки, но приходилось учить на ходу: объём перевозок был большой, работы много. Я в то время дома практически не жил: то в управление дороги, то в Москву, то в Тюмень вызывали. Домой забегу рубашку переодеть – и дальше. За эти годы я пережил 22 проезда запрещающих сигналов. Каждый случай помню, каждого машиниста. Но меня с должности не снимали, хотя я был бы даже рад этому порой.
Мой собеседник скромно умалчивает о том многом, что было сделано в 1980-е при содействии Н.Д. Прозорова: построено железнодорожное общежитие, здания пункта подмены, детский сад № 170, жилые дома для железнодорожников, взяли под своё «крыло» Пригородный совхоз. А какая красивая идея – к 100-летию депо заложить в стене здания пункта подмены капсулу с посланием потомкам!
Новый виток в судьбе
Николай Данилович всегда был верен себе и пункту подмены, оставался в должности даже после перенесённой тяжёлой операции. И только в 1991 году по стечению обстоятельств он оставил должность начальника – его выбрали председателем профсоюзного комитета, а пункт подмены возглавил В.А. Худяков.
Однако на этом он не остановился. Его активная натура и беспокойный характер не давали ему спокойно существовать в тихой должности. Был разгар 1990-х, полный дефицит всего, талонная система. И в этих условиях нужно было искать возможности оказывать работникам материальную помощь. Много сделал он для коллег и на этом поприще.
Потом было возвращение в поездную работу и должность машиниста-инструктора маневровой колонны. Но судьба и на этом не остановилась: однажды в качестве инструктора Николай Данилович сопровождал начальника дороги, а через пару дней его вызвали в управление и предложили должность начальника восстановительного поезда. И он согласился.
На этом завершим рассказ о большой профессиональной судьбе непростого человека, хотя работа в восстановительном поезде – ещё одна, и немалая, глава в трудовой биографии Николая Даниловича Прозорова.
Сегодня Почётный железнодорожник, ветеран труда, обладатель почётных знаков «500000 километров без аварий» и «Лучший работник по развитию физкультуры и спорта в подменном пункте» Н.Д. Прозоров живёт размеренно и спокойно, гордится успехами детей и внуков, занимается домом и садом. И всегда в курсе всех событий родного депо. Потому что фраза «бывших не бывает» – это про него и его настоящий железнодорожный характер.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото: Начальник пункта подмены Н.Д. Прозоров с коллегами.
© Редакция газеты «Камышловские известия»



