6 января камышловские меломаны получили неожиданный рождественский подарок – бесплатный концерт питерского аккордеониста Михаила Мальцева
Целый час мы наслаждались, слушая любимые мелодии. Голос аккордеона – то задумчивый, то весёлый, то шутливый, то жалобный – не отпускал, завораживал. Рассказывал свою вечную историю – радовался и грустил, смеялся и плакал. И мы вместе с ним. После концерта Михаил ответил на несколько вопросов.
– Расскажите немного о себе.
– Родился и вырос в Камышлове, закончил музыкальную школу по классу аккордеона, Людмила Николаевна Сизикова посоветовала поступать в Асбестовское музучилище. Когда его закончил, был на перепутье – чем заниматься дальше. Узнал, что в Санкт-Петербургском госуниверситете культуры и искусств есть профессор Николай Александрович Кравцов, аккордеонист по специальности. Поступил к нему в класс. Он известен тем, что разработал свою клавиатуру – максимально приблизил клавиатуру традиционного аккордеона к баяну, на ней можно играть более сложные произведения, чем обычно. Кстати, несколько недель назад в Санкт-Петербурге был концерт, посвящённый 50-летию творческой работы Кравцова и 30-летию его клавиатуры.
После университета какое-то время определялся, что делать, с 2004-го преподаю в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств по классу аккордеона. Это основная моя деятельность. Кроме того, занимаюсь сольным исполнением. И, когда есть возможность, организую различные концертные, праздничные мероприятия – всё, что связано с музыкой.
– В репертуаре есть предпочтения?
– Особых нет, но ближе французский шансон. Вальсы-мюзетты и всё, что у нас обычно ассоциируется с музыкой Франции. Я там бывал с ансамблем русских народных инструментов «Скоморохи», мы тогда проехали с выступлениями ещё по Германии, Бельгии, Италии, Дании, были даже в Южной Корее.
– А есть любимая мелодия?
– Пожалуй, Раймонда Паулса – из фильма «Долгая дорога в дюнах».
– Сами музыку пишете?
– Был однажды порыв – написал вальс, назвал «Александра», в честь старшей дочери. Получилось на одном дыхании – на аккордеоне наиграл, идея понравилась, сел, записал ноты. Но не более, есть мелодии только в голове, в руках.
– Приходилось работать с известными музыкантами?
– В Санкт-Петербургском ансамбле «Скоморохи» переиграл со многими ведущими музыкантами-народниками. Это Виктор Гридин, руководитель ансамбля «Россия» (где солировала Людмила Зыкина), балалаечник Горбачёв, Юрий Шишкин, баянист из Ростова; Фридрих Липс, профессор института им. Гнесиных в Москве, другие. Но эта концертная деятельность была в годы студенчества. Сейчас, когда уже не играю в ансамбле, выезжать так часто не получается. Появляясь в Камышлове, стараюсь давать концерты. На этот раз всё организовалось спонтанно, в малом зале ЦКиД. Я даже не ожидал, что столько людей так быстро соберётся – зал был полный.
– Что дала вам Камышловская музыкальная школа?
– Основа всегда даётся на старте, как в любом виде деятельности. Тому подтверждение, я считаю, что многие выпускники Людмилы Николаевны (говорю о тех, кого знаю) закончили Асбестовское музучилище, учились в Петербурге.
Иногда вспоминаются первые впечатления от посещения музыкальной школы, когда мы шли с мамой, и она несла маленький аккордеончик «Малыш». Мне было тогда шесть лет. Позже я подарил этот инструмент школе, он у них стоит сейчас за стеклом – своего рода музейный экспонат.
– Сегодня на концерте вы играли на новом инструменте. В чём его особенности?
– Я выступаю на разных площадках, вечные проблемы со звуком, инструментом: то голос расстроится, то клавиша вылетит, то микрофон зафонит. Всё думал, как же сделать оптимально: чтобы пришёл, нажал кнопку – и зазвучало. И недавно купил электронный аккордеон. Проблемы сразу исчезли. К тому же, у него много новых возможностей, гораздо шире диапазон, разнообразнее тембры. Да вы сами могли убедиться на концерте.
– Музыка для вас – это…
– Это часть жизни. Не скажу, что основная, что я живу только музыкой и больше ничем, но процентов на 50. Мне многое интересно. Например, организация творческих мероприятий – выступать не просто в роли исполнителя, а координатора и руководителя. Например, 9 мая нынче организовал праздник на шести разных площадках в одном питерском районе (в радиусе около 30 километров). Нужно было провести эти мероприятия одновременно – чтобы и артисты были, и аппаратура работала, и т.п.
– Свободное время у вас бывает?
– Смотря что подразумевать под свободным временем. Нет такого, когда сидишь и думаешь, чем бы заняться. Я не разделяю жизнь на то, что интересно, и то, что надо. Жизнь складывается из того, что важно, и того, что срочно. Срочно, как правило, всегда побеждает. Конечно, хотелось бы больше заниматься тем, что важно, – музыкой, физкультурой и спортом, читать книги, но не всегда получается. Если выпадает свободное время – стараюсь почитать, поискать информацию в Интернете.
– А что читаете?
– Читаю, но немного. Из последнего – перечитываю «Колесо времени» Карлоса Кастанеды. Мне нравятся здесь не пространные его рассуждения, а тезисные выкладки.
– Значит вам близка и философия музыки?
– Я бы назвал это скорее гармонией, в смысле стройности. Когда видишь кривую избушку и красивый дом – брёвнышко к брёвнышку – это и есть дисгармония и гармония. Так же и в музыке – гармонично-классические симфонии Моцарта и, допустим, исполнение того же Моцарта, но на современный манер. Всё может быть гармонично, если сделано профессионально.
– Классика в вашем репертуаре есть?
– Когда учился в университете, училище, – безусловно, репертуар на 80% состоял из классики. Сегодня, к сожалению, основная часть – популярные произведения – то, что востребовано слушателями. Но мысли о том, чтобы восстановить хотя бы прежний репертуар, есть.
– У вас отличная техника. Как поддерживаете её?
– Хотелось бы иметь возможность заниматься каждый день, правда, не всегда получается. Но пять раз в неделю обязательно инструмент беру в руки. Либо в репетиционном исполнении, либо на публику. Я считаю, это необходимый минимум. Музыкант должен заниматься без выходных. Это должно быть не работой, а удовольствием.
– А для вас это работа?
– Для меня – удовольствие. Надо всего лишь прозаниматься 30 лет каким-то делом, чтобы полюбить его. А у меня уже 32 года – начиная с первого класса музыкалки.
– Благодарю вас за разговор, будем с нетерпением ждать ваших новых выступлений.
Выпускники Л.Н. Сизиковой, ставшие музыкантами:
• Ольга Ошуркова – преподавала в ДШИ Санкт-Петербурга.
• Александр Течмурадов – закончил Тюменскую академию культуры и искусств, руководилэстрадным ансамблем «Вертикаль» при ЦКиД Тюменской области, менеджер по концертнойдеятельности отдела культуры при администрации города Верхняя Тура.
• Анна Швецова – работает в ДШИ № 1, концертмейстером в коллективе музыкальногофольклора «Забава».
• Дмитрий Ердяков – заканчивает Свердловский колледж искусств.
• Валерий Коровяков – закончил Асбестовское музучилище, работает аккомпаниатороми солистом в санатории «Обуховский».
• Ирина Игнатова – закончила Новокуйбышевское музучилище, преподаватель ДШИ.
• Борис Михайлович Ошивалов – закончил Свердловскую консерваторию дважды:по классу духовых инструментов (кларнет, саксофон) и дирижёр симфонического оркестра.Работает в колледже искусств Сургута.
© Редакция газеты «Камышловские известия»