Чт, 21 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 21 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
26 июля 2014, 12:00

Баян его души



G_3364Музыканты и инструменты

Какая ж песня без баяна?
Какая ж зорька без росы?
Какая Марья без Ивана?
Какая Волга без Руси?
Олег Анофриев

Даже если вы абсолютно далеки от музыки, то не могли хотя бы раз в жизни не услышать этот инструмент. У него народные корни – ещё бы, произошёл от любимой всеми гармони. А любой народный инструмент звучит настолько проникновенно, что, слушая его, душа и смеётся, и плачет, и пляшет.
Однажды прочитала, что баян в руках мастеров способен звучать как орган. Как же этот сравнительно небольшой инструмент может соответствовать огромному, величественному органу? Задала вопрос нашему баянисту С.Г. Чиркову. А он ответил ре минорной токкатой и фугой Баха. И в самом деле, понятно без слов. Мощный звук (даже, я бы сказала, звуковой поток, напор) оглушил, заполнил, поглотил всё вокруг. Именно какой-то монументальностью, широтой и глубиной звучания похожи эти отнюдь не одинаковые инструменты.
Всё дело, конечно, в музыканте. Сергея Геннадьевича в городе знают, он успевает всюду. Вы не можете со мной не согласиться, если бываете на городских и районных концертах и фестивалях. Он ведёт класс баяна в ДШИ №1, играет в ансамбле педагогов, аккомпанирует учащимся-народникам и Обуховскому ансамблю «Родники», руководит народным вокальным коллективом «Рябинушка» в ЦКиД. Это сегодня. А если вспомнить прошедшие годы… Враз, бывало, на шести работах успевал, какими только хорами не руководил, в каких ансамблях не играл.
Мне кажется, они с баяном очень друг другу подходят – оба спокойные, несуетливые, крепкие, надёжные. Когда-то Сергей Геннадьевич сам выбрал себе инструмент – захотелось научиться, как знакомые ребята. Упросил маму отдать документы в музыкальную школу, сам подготовился – прослушал все пластинки и отстучал ритм песен, сдал вступительные экзамены. Мальчишки-то потом бросили, а он остался. И вырос баянистом, а баян стал его жизнью.
Немного не повезло в одном: в 60-е годы в Новой Ляле (это его малая родина) не было профессионального педагога-баяниста. Так что учился у самоучки – всему, что тот умел, в основном песенному репертуару. После школы думал быть военным. А когда восемь классов закончил, все стали настаивать: иди дальше в музыканты. Сосед шутил: «Всегда будешь чистым ходить и богатым: десятка на разжим, десятка на сжим». Решился.
Но музыкальная наука так просто не даётся. Хотя в последний год и приехал в школу учитель-баянист, подтянул ученика как мог, да всё равно – у других уровень подготовки ещё лучше. Волновался очень, но поступил в Асбестовское музучилище. У многих педагогов учился, а выпускал его А.Н. Колотурский (нынешний директор областной филармонии). Дальше хотел в консерваторию – срезался, поступил в пединститут на учителя музыки.
По распределению оказался в Ишимском пединституте. Читал лекции по истории музыки, работал на кафедре, вёл класс баяна, даже учил педагогов-стажистов. Хотя всё время была какая-то внутренняя неудовлетворённость. Но наша жизнь часто зависит от случая. И этот случай произошёл в жизни Чиркова. Там, в Ишиме, работала небезызвестная камышловская пианистка Л.А. Давыдова. Она-то и подсказала молодому специалисту, что Камышловской музыкальной школе нужен баянист.
Отчего же не попробовать? И здесь, в Камышлове, нашёл он и призвание, и применение таланту. Сергей Геннадьевич владеет несколькими специальностями – он преподаватель по классу баяна, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов, учитель пения. А я всё думаю: как же его на всё хватает? Наверное, это от желания делиться талантом, своей любовью к музыке, инструменту, народной песне.
Он вспоминает, как, например, работал с народным коллективом В.Д. Савина, как руководил хором ПАТО, со всеми выступал на конкурсах, и всегда они добивались успехов. Бывали и курьёзные случаи:
– Как-то я руководил хором милиционеров. Тогда были популярны смотры художественной самодеятельности. Вот идёт концерт. Вышли на сцену, они все красивые, в парадной форме, и спели хорошо, весь зал в восхищении. А после концерта один серьёзный милиционер подходит и говорит: «Чтобы я ещё раз на сцену вышел! Лучше преступников ловить!»
Во время разговора пальцы баяниста всё время перебирают кнопки – будто он подыгрывает своему рассказу. Но сейчас это лёгкая мелодия, как будто ветерок проносится по комнате. Потом – задорная «Семёновна», и снова – любимый Иоганн Себастьян Бах. Баян может всё! – убеждён Чирков. Совершенно согласна и не понимаю, почему так мало сегодня детей хочет научиться играть на баяне. Почему «пластмассовая» электронная музыка стала популярнее такой живой, такой настоящей – народной?
Не случайно я так назвала этот рассказ. Заметила: баян играет как будто дышит. Вдох, выдох, снова вдох. Раздвигаются мехи, мелькают по клавиатуре пальцы, льётся голос инструмента. Неповторимый тембр, пронзительный, тревожащий душу, сочный, певучий, на который отзывается сердце. А может быть, это голос не только баяна, но и самого музыканта. Голос и его души…

Пять фактов о баяне

— Впервые название «баян» встречается в афишах, начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоникой.
— Название инструменту дали в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна.
— Правая клавиатура баяна – хроматический ряд (белые и чёрные кнопки как клавиши у фортепиано), левая – бас и аккорды.
— Есть три вида баянов: готовые (с аккордами в левой клавиатуре на каждой кнопке), выборные (обе клавиатуры с хроматическим рядом) и готово-выборные (совмещены оба типа).
— Баян используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Диапазон концертного баяна — 5 октав и 6 полутонов.

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.

Читайте также:  Незабываемый сезон

© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.