Откровенный разговор
Моя мама встретила войну четырёхлетней девочкой. Мне навсегда врезалась в память история её двух младших братьев, которую она рассказала мне в детстве. Это были очень голодные годы, хлеба не было, и по весне они собирали разные съедобные корешки. Однажды мама с бабушкой нашли детей вечером в овраге. Они умерли от голода.
8 сентября 1941 года немцы сомкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. В городе осталось около трёх миллионов человек. В первую очередь немцы разбомбили Бадаевские склады пищевого продовольствия, в городе начался голод. Блокада продолжалась 872 дня.
В директиве Гитлера от 22 сентября 1941 года чётко звучало, что город и сами жители для фюрера и Германии не имели никакой ценности, поэтому должны быть стёрты с лица земли. Мы знаем, что немцев смогли остановить только в четырёх-семи километрах от Ленинграда.
А в городе норму хлеба назначили 500 граммов на рабочего и 250 – на иждивенца. Зимой 1941 года она снизилась наполовину. Хлеб был низкого качества, состоял на 60% из низкосортной муки, остальное – целлюлоза, овёс и прочие добавки.
Каждый день в Ленинграде умирало от четырёх до семи тысяч человек. Люди ели кожаную обувь, ремни, столярный и обойный клей. В городе было так много трупов, что первый кирпичный завод был переоборудован в крематорий. В ленинградском институте растениеводства умерли от голода 28 сотрудников, но посевы зерна, картофеля были сохранены.
Весной 1942-го даже самый маленький клочок земли был засеян. Но практически весь посев уничтожили крысы. Это была лавина крыс. Люди сходили с ума от голода. Дружина, обходившая дома и собиравшая трупы, обнаружила в одном из домов женщину, которая сошла с ума от голода и варила в кастрюльке собственного ребёнка.
Ленинградское Пискарёвское кладбище считается самым большим массовым захоронением умерших мирных жителей. Всего за время блокады от голода и бомбёжек умерло приблизительно от 851 до 1200 тысяч человек.
Как вы думаете, для чего я это рассказываю? Что в Москве, где я жил восемь лет, что здесь, в Камышлове, когда я замечаю в мусорных баках куски хлеба, выброшенные за ненадобностью, я вспоминаю про умерших от голода маминых братьев и многих других людей из блокадного Ленинграда.
Прошу вас самих сделать выводы!
Бахром ЭШОНКУЛОВ
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Это он ещё помойку в советское время не видел, там все баки были плесневелым хлебом завалены. По правде сказать, сейчас завалов старого хлеба в мусорках я не наблюдаю, может это в Москве есть, а в провинции каждую копейку считают, хотя по масштабу цен и зарплат цена булки тогда и сейчас вполне сопоставима. Может олигархи еду выбрасывают, а наши люди, которые тратят на еду большую часть дохода, так не делают. Короче, не вижу я такую проблему, как массовое выбрасывание хлеба, пусть блокадники не беспокоятся и лежат себе ровно, куда их положили, мы их не подводим, всё съедаем, ничего не выбрасываем.