Откровенный разговор
Увидела в календаре праздник – День красоты, и захотелось поговорить о красоте родного Камышлова. Купеческий, старинный – так часто называют наш маленький городок, четвёртую сотню лет стоящий на берегу Пышмы.
Он один из тех небольших городов российской глубинки, в которых ещё жив дух самобытности, истории и неповторимой старинной красоты, пока ещё сохраняющейся в отдельно встречающихся домах постройки позапрошлого и начала прошлого веков.
С недавнего времени стали ратовать за придание городу статуса туристического. Отличная идея! Материалов для этого множество! Однако что мы хотим посмотреть, когда сами бываем туристами в других городах? Старину прежде всего и послушать городские легенды. Однажды я была в небольшом городке Козьмодемьянске на Волге, и вслед за экскурсоводом какими-то извилистыми тропинками пробирались мы к одинокому стулу, который символизировал, что вот именно здесь побывал Остап Бендер в поисках тех самых 12 стульев гамбсовского гарнитура.
И у нас в городе легенд, слава богу, хватает. Например, одна говорит о том, что в доме врача Батова (на углу улиц Энгельса и Розы Люксембург) останавливалась на отдых княгиня Екатерина Трубецкая, когда следовала в Сибирь за мужем-декабристом. Может быть, это и выдумка, но какая красивая!
А какой дом красавец! Ему больше 170 лет! До недавнего времени на нём была табличка, рассказывающая, что здесь жил врач Пётр Романович Батов. Потом табличка исчезла. Зато в газете «Камышловские известия» от 2 августа было опубликовано постановление администрации Камышловского городского округа о признании этого дома «аварийным и подлежащим сносу». И срок расселения жильцов – до 2035 года.
Вот так, 10 лет жизни ещё определили старинному особняку, который – часть истории города, был построен Батовым для себя, здесь он жил и даже организовал клуб с биллиардом, где собирались представители местного общества.
Если объективно смотреть на проблему, то снос старых зданий – практика всех развивающихся городов, этого не избежать, к сожалению. Потому что, как ни грустно сознавать, нет в работе с историческим наследием системности. А здание – это не самовар или прялка, которые можно сохранить в запасниках музея. Его состояние непрерывно нужно поддерживать, здание живо, пока его активно используют. А заброшенные, даже самые крепкие постройки со временем разрушаются. Но разве для того, чтобы сохраниться, зданию обязательно нужен статус памятника архитектуры, охраняемого государством?
Конечно, жильцам этого дома хочется современных комфортных условий, а восстанавливать старые здания дорого, работать с ними невыгодно, это бесспорно. Проще – снести, разрушить и забыть о проблеме. Уже остались только на фотографиях и в памяти нас, старожилов, дом фотографов братьев Козловых по ул. Розы Люксембург, погиб под гусеницами бульдозера дом купчихи Македонской, позже «арестный» дом, или, как его знаем мы, «дом с лепниной» по ул. Энгельса, уникальный и очень красивый, между прочим. Теперь – следующий на очереди. Что будет вместо него? Заросший пустырь либо очередной безликий модульный новострой, «прекрасный» образец которого вырос как раз напротив дома Батова? Вот он нисколько не украшает облик города и не придаёт ему очарования.
Я за сохранение истории и красоты. А вы?
Ольга СЕРГЕЕВА
Фото Елены Дубыниной.
На фото. Знакомый многим с детства дом Батова по Энгельса, 161 признали аварийным и после расселения снесут. Так стирается исторический облик Камышлова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»