Илья ЗЫРЯНОВ
Подобно болидам Формулы-1, дальнобойные грузовики после тысяч пройденных километров нуждаются в квалифицированном и как можно более быстром техническом обслуживании. Поэтому хороший диспетчер, автослесарь и токарь ценятся на транспортных предприятиях ничуть не меньше самих водителей.
На этой неделе мы вновь побывали в «Межрегиональной логистической компании» (ООО «МЛК»), что базируется на Дормаше. За год, прошедший после нашего первого визита, здесь многое изменилось. Огромная площадка на въезде полностью выровнена плитами, будто аэродром, а автопарк значительно расширился и насчитывает уже около ста единиц техники: магистральные тягачи и полуприцепы, самосвалы, малотоннажные грузовики и спецтранспорт.
Знакомимся с диспетчером Юлией Протасовой. По основному образованию она кассир-операционист, окончила Камышловский техникум промышленности и транспорта. В ООО «МЛК» пришла в ноябре прошлого года и благодаря помощи коллег быстро освоилась в новой для себя сфере.
– Работаем порой в очень напряжённом режиме, – говорит Юлия. – Как и на любом предприятии, бывают нестандартные и сложные ситуации, но мы их решаем оперативно и с положительным исходом.
Времени на разговор у Юлии почти нет: в кабинет то и дело заглядывают водители – получают необходимые в рейсах бумаги. Диспетчер обеспечивает выполнение установленного плана перевозок, уведомляет о запланированных рейсах, выдаёт сменные задания, ведёт журнал учёта путевых листов и ещё массу документов. Именно он сопровождает водителя в пути через систему спутникового мониторинга транспорта «AutoGraf» и первым получает сообщения о возможных технических неисправностях. Далее эта информация поступает механикам.
Из тихого офиса мы спускаемся в гараж, где звенит металл и шипят компрессоры. Рабочие «колдуют» над огромными самосвалами, перевозящими грузы на ближние расстояния: песок из Никольского карьера, щебень из Крутихи и Курманки.
– Сейчас крепим полог для сыпучих грузов, – поясняет автослесарь Дмитрий Панасюк. – Работа здесь интересная и совсем не рутинная, компания обновляет автопарк, мы постоянно осваиваем новые виды техники. Эти знания и в ремонте личного транспорта бывают полезны.
Дмитрий – выпускник Камышловского гуманитарно-технологического техникума, по специальности автомеханик. В МЛК работает уже три с половиной года и является чуть ли не единственным на предприятии специалистом по шиномонтажу. Если от диспетчера поступает сообщение о проколе колеса на трассе, он заранее готовит нужную запаску. Перебортовку может выполнить в одиночку за 15-20 минут, при том, что весит колесо около 80 килограммов.
В техникуме Дмитрий учился на отечественных машинах, но сейчас и с иномарками на «ты»: принцип тот же, только электроники больше. «Умный» Мерседес, к примеру, сам сообщит, когда нужно пройти очередное техобслуживание. Как раз такой мы увидели на соседней площадке гаража. Оказалось, именно этот грузовик ООО «МЛК» предоставляла для одного из шоу «Силовой экстрим», а его водитель Вячеслав Рыбаков приходится дядей камышловскому спортсмену Никите Рыбакову.
Работая дальнобойщиком, Вячеслав объездил уже почти всю нашу страну. Три недели назад вернулся из Белгородской области, где нынче очень неспокойно. Сейчас его машина проходит плановое техобслуживание: механики меняют масло и фильтры.
Номенклатура запчастей, в которых они обязаны разбираться, огромна. А поскольку некоторые стальные детали в ходе эксплуатации изнашиваются от трения, новые заводские комплектующие стандартного размера могут не подойти. В таких случаях приходит на помощь токарь Валерий Бондаренко, человек с золотыми руками, как представил нам его главный механик компании Дмитрий Скворцов.
Золотыми руками Валерия Александровича изготавливаются сотни подогнанных под нужный размер комплектующих, необходимых для ремонта автотехники, которые всегда есть в запасе. Самые ходовые – тормозные барабанные колодки.
Токарному ремеслу Валерий Александрович посвятил всю свою жизнь – начал его осваивать ещё в 14 лет, в конце 1970-х годов. Говорит, что для него это почти художественная работа, и с этим не поспоришь: точные до десятых долей миллиметра, отшлифованные до блеска детали приятно взять в руки. Трудно переоценить и их практическую значимость: изготовление запчастей прямо на предприятии даёт колоссальную экономию не только во времени, но и в средствах – они обходятся на 70-80% дешевле. Вот только передать эти ценные умения пока некому – преемников у мастера нет.
– Раньше у нас на всех заводах – на ЭТЗ, Урализоляторе, Дормаше – учили токарному делу, – говорит Валерий Бондаренко. – Профессия престижная, востребованная, но непопулярная, и её мало где освоишь. Среди молодого поколения сейчас практически нет универсальных токарей.
По словам Дмитрия Скворцова, хороших автослесарей тоже днём с огнём не сыщешь. Камышловские техникумы на современном этапе отлично оснащены для обучения полному циклу: от шиномонтажа до покраски кузова, в чём мы сами недавно убедились. Вот только желающих обучаться этому делу немного. Молодёжь в большинстве своём стремится в топ-менеджеры, в то время как люди рабочих профессий сейчас на вес золота.
К сведению
Пит-стоп (англ. pit stop, досл. «остановка над ямой») – техническая остановка машины во время гонки для выполнения заправки топливом, смены шин, смены водителей, быстрого ремонта и проверки технического состояния машины.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Водитель ООО «МЛК» Вячеслав Рыбаков.
© Редакция газеты «Камышловские известия»