Илья ЗЫРЯНОВ
Уже не первый год в педагогических кругах обсуждается идея сделать шахматы частью школьного образования. О том, какое значение имеет эта игра для развития детей, беседуем с руководителем шахматно-шашечного объединения «Филидор» Еленой Озорниной.
– Да, в Екатеринбурге состоялась первая всероссийская шахматная конференция. О многом говорит само её название: «Интеллектуальное здоровье подрастающего поколения через шахматное образование в школах России». Вопрос этот начал обсуждать в своё время шахматист, педагог и писатель Игорь Сухин. В 1997 году он разработал программу «Шахматы – школе» с учебниками и методическими рекомендациями. Это была попытка возродить шахматный всеобуч. В Советском Союзе все дети играли в эту игру, и у нашей шахматной школы много представителей, которые до сих пор имеют вес в мире. Но во времена перестройки, что называется, выпал средний возраст – не было подготовки квалифицированных кадров. И сейчас это главная проблема.
– В чём же конкретно заключается польза шахмат?
– Отвечу как педагог: дошкольники, регулярно играющие в шахматы, приходят в первый класс с уже отточенным логическим мышлением. У них есть своя точка зрения, которую они могут обосновать и доказать. Им легче даётся математика. В моей практике был отзыв воспитателя, которая учила дошколят делать открытки. По её словам, дети, не играющие в шахматы, тут же схватили ножницы, клей, заготовки и быстро «состряпали» поделки кто во что горазд. А шахматисты выполняли работу пошагово вместе с воспитателем, более качественно. Потому что в шахматной игре есть правило: взялся за фигуру – ходи. Это дисциплинирует.
Было также несколько случаев, когда тренеры ДЮСШ, преподающие боевые искусства, настоятельно рекомендовали своим ученикам дополнительно заниматься в нашем шахматном объединении. Есть даже такой вид спорта – шахбокс.
На конференцию в Екатеринбург приезжал специалист из Армении, который давно шахматами занимается. Охват этим движением у них очень большой, и дети показывают высокие результаты в логическом, стратегическом и алгоритмическом мышлении, у них развита память, внимание, скорость реакции, самоорганизация. Если для спортсмена шахматы – это цель, то для педагога – средство. На той же встрече прозвучал вопрос из зала: «За что будем ставить пятёрки?». Вариантов может быть масса: успешно решённая шахматная задача, удачно найденный ход или их комбинация и так далее.
– А есть ли примеры успешного внедрения шахмат в образовательную программу?
– Есть. В городе Сатка Челябинской области шахматным всеобучем занялись с научной точки зрения и провели исследование: разделили класс на две группы – одной преподавали шахматы, другой нет. Срез успеваемости в начале и в конце года показал, что у детей из первой группы намного лучше результаты по сдаче выпускных проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ. А ведь они занимались даже не на спортивном уровне, а в рамках лишь кружковой деятельности. И саткинцам удалось внедрить шахматы почти во всех городских школах. В ноябре 2021 года это движение подхватил Екатеринбург.
– А как обстоят дела в нашем городе?
– В 2018 году педагоги Дома детского творчества разработали проект «Шахматы в школу». Тогда все городские школы откликнулись и приняли в нём участие. Со стороны общественности интерес тоже был. Но на сегодняшний день вопрос повис в воздухе. По моему мнению, Дом детского творчества должен работать по сетевому взаимодействию с нашими образовательными организациями. Я готова дать свою самую простую программу «Основа шахмат», рассчитанную на один год. В ней есть уже разработанные предметные диагностики. Но необходимо создать сообщество заинтересованных людей, понимающих значение шахмат для детского развития.
Фото Елены Озорниной, Андрея Зайкова.
На фото. Свою первую шахматную партию играют Катя Смирных и Ростислав Сашин. Клуб «Филидор» на сегодняшний день посещают 40 человек.
© Редакция газеты «Камышловские известия»