Ирина ВЕРЗИЛИНА
Из письма в редакцию.
Мы привыкли слышать фразу: «Уважаемые граждане, не оставляйте свои вещи без присмотра», но и под присмотром, оказывается, тоже нельзя. В магазине «Пятерочка» у меня была похищена сумка с продуктами из ящика хранения. Оставляя вещи в нем, мы думаем, что они защищены: дверца закрыта, ключ в руках. Но не тут-то было! Я обнаружила распахнутую настежь дверцу и пустой шкафчик. Какой-то незнакомец оказал мне «помощь», донес сумку, только до своего дома…
Ольга ЩЕРБАКОВА, жительница Камышлова
Исключение из правил или веяние времени?
Мы связались с Ольгой Николаевной и узнали подробности истории. Заметив пропажу, женщина обратилась к зав. магазином. Написала претензию, выслушала извинения от руководителя торговой организации. Прошло три недели. По словам пострадавшей, она не знает, как собирается решать проблему торговая сеть – из местного или регионального офиса с ней никто не связался…
А какие меры предприняты для избежания подобной ситуации? Об этом мы спросили территориального менеджера федеральной торговой сети «Пятёрочка» Михаила Михайловича Нохрина.
– Была направлена заявка в центральный офис на установку дополнительной видеокамеры. Директор магазина обратилась в службу эксплуатации, обслуживающую магазины Камышлова. Их специалисты проверили исправность всех замков. Усилены меры безопасности со стороны сотрудников магазина. Хочу особо подчеркнуть, что дубликатов ключей от ячеек нет, и в случае потери единственного экземпляра заказывается новый замок.
Кража из ячейки в магазинах – это исключение из правил или веяние времени? Поскольку данное деяние классифицируется как уголовное преступление, то должны быть и обращения граждан в полицию. Но, как сообщили нам в МО МВД РФ «Камышловский», с подобными заявлениями жители не обращались ни в прошлом, ни в этом году. Из этого можно сделать два вывода: либо граждане не знают, как поступать в аналогичных ситуациях, либо, слава Богу, такой способ «обогащения» у воров в Камышлове не практикуется. Но и исключать возможность повторных инцидентов тоже нельзя. Ведь, по словам нашей читательницы, в этот магазин она ходила с момента открытия и всегда без проблем оставляла сумку в камере хранения.
Большинство из нас, так же как Ольгу Николаевну, успокаивает внешний вид камер хранения. Они напоминают те, что находятся на территории, например, железнодорожного вокзала. Мы уверены: вещи обязательно будут в целости и сохранности. В силу национального пофигизма многих и не настораживают в магазинах таблички типа: «за сохранность вещей, оставленных в ячейках хранения, администрация ответственности не несёт».
Перестраховщики, правда, берут вещи с собой. Но в торговый зал охранники не всегда впускают покупателей с баулами, вежливо предлагая класть сумки в камеру хранения.
Заботиться как о своих
«Покупатель выполняет требования администрации, а сам остаётся незащищённым», – в своём письме делает вывод Ольга Николаевна. Действительно ли это так?
Так что же делать потребителю: сдавать вещи во время посещения магазина или всё же нести с собой? Об этом мы спросили специалиста-эксперта отдела Роспотребнадзора Любовь Михайловну Неустроеву.
– Администрация магазина несет ответственность за вещи, оставленные покупателем в камере хранения торговой организации. Согласно ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Заключается так называемый договор хранения по умолчанию, его доказательством является номерок, жетон или ключ (пункт 2 статьи 887 ГК РФ). В силу положений ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принимать для сохранения вещи все возможные меры и заботиться о принятых на хранение вещах не менее, чем о своих. Если администрация магазина не обеспечила сохранность переданного ему на хранение имущества, допустив его хищение, это является основанием для возложения на торговую организацию ответственности.
– Имеют ли право работники магазина настаивать на сдаче вещей на хранение?
– Если вы боитесь за сохранность своих вещей или они представляют особую ценность, то лучше вообще их не сдавать – сотрудник магазина не может обязать кого-либо сдавать вещи на хранение. Законодательством РФ установлен принцип свободы договора, и понуждение к заключению договора хранения не допускается. Также сотрудники магазина не имеют права не пустить вас в магазин со своими вещами. В данной ситуации договор купли-продажи считается публичным договором, под которым понимают договор о продаже товаров каждому, кто пожелает совершить покупку. А значит, препятствовать вашему проходу в магазин для совершения покупок менеджер или охранник не имеют права.
– Обязан ли покупатель показывать содержимое сумки?
– Досмотр личных вещей может производиться только сотрудником правоохранительных органов с соблюдением всей процессуальной стороны вопроса. Но покупателю придётся ждать прихода полиции, и лишь потом в присутствии понятых проводится досмотр личных вещей. Думаю, в данной ситуации законопослушному гражданину лучше показать содержимое сумки по первому обращению сотрудника магазина.
Мы часто сетуем, что многие законы в стране направлены на усложнение жизни граждан. В описанных ситуациях государство как раз на защите наших интересов. Главное, знать свои права. Права потребителя.
По теме
Руководство к действию
Если вещи пропали из камеры хранения, необходимо пригласить представителя администрации торговой организации и вызвать полицию. Номерок до приезда полиции не следует отдавать сотрудникам магазина. Полиция должна обязательно зафиксировать письменно ваши показания и заявление о краже.
Нужно найти свидетеля, который подтвердит, что вы действительно положили в ячейку вещи. При наличии чека на переданные на хранение вещи необходимо предоставить его.
Требуйте от сотрудников полиции изъятия записей с камер видеонаблюдения, а также возбуждения уголовного дела по факту кражи.
Необходимо оформить претензию на имя генерального директора организации, где были потеряны вещи, с требованием возмещения ущерба. Также законом предусмотрено право гражданина требовать компенсации морального вреда, причиненного в результате утраты переданных на хранение вещей. Её размер определяется судом.
Любовь НЕУСТРОЕВА, специалист-эксперт
К сведению
Имеют ли право сотрудники запретить фотографировать товары?
Очень многие попадали в такую ситуацию: фотографируете на телефон в магазине, чтобы отправить кому-то и посоветоваться – брать или не брать. Если сотрудник, ссылаясь на правила магазина, говорит, что фотографировать товары запрещено, то он нарушает ваше конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гражданский кодекс не запрещает фотографировать товары в магазинах.
Если сотрудник запрещает вам снимать, первым делом можно попросить его предъявить документы, удостоверяющие его полномочия и личность. По закону работник магазина обязан это сделать. Спокойно объясните собеседнику, что его ввели в заблуждение, и никакие правила магазина не могут запрещать вам фотографировать.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
В Пятерочках вообще-то охранник есть.Почему не уберег?
Сорри за офф
7 марта в «Магните» на Ленинградской PuRGen к праздничному столу приобрел баночку тухлой красной икры
@ RUSev:
Известно,что сети в провинцию всю просрочку везут.Может надо было срок годности на банке посмотреть?Мы в Монетке купили кочан капусты,свиду красивый,разрезали,а внутри весь черный,поехали,обменяли без проблем и с икрой тоже самое сделать надо было,стоит немало,пойти и обменять или деньги забрать.
Действительно, какой-то статус непонятный у этих камер хранения. Открыть этот ящик и забрать вещи может любой, нужно только захотеть. С другой стороны, может быть в эту ячейку вы ничего и не клали, а с администрации спрашиваете. Охраннику за ячейками не уследить, без камеры тут действительно не обойтись или как в больших магазинах, где личные вещи пакуют в большие мешки, вроде бы, как они под пломбой.
@ Николай:
Откуда, интересно, они эту просрочку берут, если у нас вся страна, кроме Москвы, провинция. Из одной провинции везут в другую? Специально они просрочку не завозят, сроки истекают пока везут товар от производителя и на базах и в магазинах.
На сетевые магазины можно много разных собак весить, но что касается просрочки, то в таких случаях они ведут себя порядочно.
Дубликатов ключей нет? Однажды я вместо своего открыла соседний ящик (в «Монетке», затупила, смотрю — пакет не мой). Замок открылся без малейшего затруднения.
А в «Магнитах», у нас, во всяком случае, еще нужно найти ящик, который с ключом и закрывается.
Кстати, у нас в «Монетках» на двери фотоаппарат перечеркнут. Типа, нельзя фотографировать
ребятки, ну а кто ж ценные вещи оставляет в таких кабинках? Где вы были предыдущие 20 лет своей жизни? Эта тема с пропажами вещей из кабинок при магазинах уже сто лет обмусолена! Сколько случаев я читал — никогда покупатель не бывает прав в таких случаях!
Потому что везде пишут всегда, что отвестввенности не несут: а как иначе: охранник не полиция, он не имеет права людей задерживать, и погоню устраивать с мигалкой за воришками! Его самого за это потом менты атата!
если что-то ценное с собой — в наглую идете с сумкой по маркету. Если у охранника вопросы — говорите, что большая ценность. Они отвественность за нее нести не могут и поэтому пропускают!
В конце концов, если меня после кассы просят показать что в сумке — мне не западло, показываю. Бывали такие случаи.. Всегда по-людски с пониманием относятся в любых сетях, что в пятерках, что в ашанах, что в магнитах!
Странно что кто-то этого не знает, уж сколько раз об этом ликбез видел, на тв даже
@ Legend:
приходится пользоваться, потому что в день закупок не один магазин обходишь, и элементарно рук не хватает — машинки с багажником нету
Но бывало, и с пакетом ходила, когда покупки дорогие были. Чек из другого магазина был наготове, конечно, на всякий случай.
Sosedka писал(а):
«натренированному» человеку такой замок открыть 10 сек,
они квартирные замки за пару минут открывают
Legend писал(а):
из одного магаза зашел в другой (забыл купить баночку икры ) и в «продукты» тоже,
в руках пакет еды на тыщу руб , куда положите?
зы обидно очень если утащат
@ Korr:
без тренировки; и с отключившимися мозгами
@ Korr:
пакет еды кладу в ящик. Будет жалко, конечно, его потерять. Но это не то же самое, что ноутбук, телефон или папка документов…
еда — тлен, не стоит за нее копья ломать )
@ Sosedka:
так и я пользуюсь. Просто знаю, что претензии мои в случае чего будут безосновательными )
Legend писал(а):
ну это уж надо быть каким лохом чтоб положить Это в ящик
разговор явно про пакеты с едой, но и их жалко «терять» ,
тоже на свои деньги купленные
Замечаю такую вещь в магазинах. Рядом со шкафчиками сразу объява, мол за сохранность вещей администрация ответственности не несёт. Поэтому оставляю вещи только в случае, если сама того пожелаю. И попробуй мне чего против скажи. По сути я и в поликлиниках не обязана обувь у кабинета снимать, как того требуют в некоторых кабинетах, где даже бахилы и сменные тапочки не подходят. Но.. если в магазине ещё куда ни шло и можно поспорить, то в учреждениях здравоохранения своё царство, порой не подчиняющееся никаким законам.
@ Пиковая дама:
Да,у них обувь снимай или бахилы надевай,а если скорая приедет или врача на дом,то в сапогах по ковру.Пусть тоже бахилы возят с собой.Или дома автомат по продаже бахил поставить,пусть покупают.