В «Камышловских известиях» прошёл ряд материалов о 100-летии Всесоюзной пионерской организации. Конечно, они заставили вспомнить о своих событиях тех лет. Наверное, каждый помнит, как его принимали в пионеры. Помню и я.
Шёл 1960 год. Я училась в третьем классе Порошинской средней школы. Наш классный руководитель Евгения Степановна Ткачук сказала, что завтра надо прийти в школу нарядными, в парадной форме, потому что будет большой и торжественный праздник: приём в пионеры. Принимали только лучших, мы это знали. К нам приходили ребята постарше в красных галстуках. Мы им завидовали, нам казалось, что даже учителя относились к ним с уважением и почтением. Кто мы? Малышня, октябрята… А пионер – это уже не просто так! Это почти взрослый человек!
И вот нам предстояло вступить на эту первую ступень взрослости. Прибежала домой вприпрыжку. И с порога:
– Мама, меня завтра в пионеры будут принимать! Давай скорей белый фартук гладить! Надо прийти красивой, с белыми бантами. И носки надо белые! И ещё галстук с собой принести!
С формой проблем не было. А вот с галстуком вышла закавыка. Почему-то он не был куплен заранее. Пошли в магазин, а в продаже их нет. Военторг тогда не блистал обилием товаров, да и торговых-то точек в городке раз-два – и обчёлся! Не оказалось и красной ткани, из которой можно было бы пошить галстук. Ни алой, ни ярко-оранжевой – никакой! Я готова была зареветь…
– Ничего, – сказала мама, никогда не терявшая присутствия духа. – Всё равно где-нибудь найдём. По знакомым поспрашиваю…
А вечер-то – вот он. Быстро подскочил. Пошла мама по своим подружкам искать кусок красной ткани. И вернулась ни с чем, ни у кого не нашлось! Я – в рёв. Да как же так-то! Прямо беда самая настоящая. Я уже видела, как почти весь класс выстроился по линеечке, ребята стоят вытянувшись и согнув в локте левую руку, на которой в расправленном виде висит красный галстук. Вот под музыку к ним подходят старшие ребята и приглашённые почётные гости, начинают повязывать галстуки и поздравлять… А меня среди одноклассников нет… Это так невыносимо горько и несправедливо!
Я проплакала весь вечер. Мама как могла меня успокаивала, переживала, себя ругала, что не подумала об этом раньше. Но что делать, не знала. Так я со слезами и уснула.
Утром, открыв глаза, я увидела на спинке стула… Конечно, галстук! Красивый, новёхонький, тщательно отутюженный и ждал меня.
– Мама, мама, где же ты его нашла? – кинулась я с расспросами.
Оказалось, мама, уже потеряв какую-либо надежду на решение проблемы, вдруг вспомнила, что в сенях старая тумбочка вместо скатёрки была накрыта какой-то тряпицей красного цвета. Она её посмотрела: ага, по размеру подходит. Выстирала, отутюжила, выкроила галстук и, чтобы не осыпался, обвязала крючком шёлковыми жёлтыми нитками. Получилась красота – красный галстук с золотой каёмочкой по краям.
Долго я его хранила, этот памятный, мамой изготовленный галстук. Потом они появились всякие: сатиновые, шёлковые, разных оттенков, но тот, первый, остался для меня самым дорогим.
Людмила ЧИРКОВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»