Из зала суда
Не успев получить права после лишения, женщина снова села за руль, находясь под градусом
Елена ДУБЫНИНА
Два года Таня (имя изменено) ждала, когда же ей снова можно сесть за руль. Что уж там говорить, дни считала, как призналась сама. И вот долгожданный день наступил, 2 июля документы были на руках. А спустя несколько дней их снова не стало – девушка навеселе села за руль чужого автомобиля, хозяин которого не возражал против пьяного водителя. И тоже понёс за это наказание.
Эх, раз, да ещё раз
15 августа в Камышловском районном суде состоялось заседание о рассмотрении дела по части 1 статьи 264.1 УК РФ «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». Девушка явилась не одна – с адвокатом Г.Б. Шайновым. Сторону обвинения представлял помощник межрайонного прокурора И.Д. Малютин.
Судья Е.А. Здор зачитала права и обязанности участвующих сторон, приступила к опросу подсудимой для установления её личности. Татьяна, как и положено, встала. Говорила тихо, периодически смотря на адвоката в поиске его поддержки.
– Доверяете мне вести дело? – спросила Евгения Анатольевна.
Получив положительный ответ, судья уточнила, есть ли отводы сторон. Таковых не оказалось. Адвокат же ходатайствовал приобщить к материалам дела две характеристики на подсудимую: бытовую и с места работы. После чего слово предоставили государственному обвинителю, который зачитал обстоятельства произошедшего, в том числе о том, что 31 августа 2020 года подсудимая уже была лишена права управления автомобилем на 1 год 9 месяцев за вождение в состоянии опьянения и понесла за это наказание – административный штраф в размере 30 тысяч рублей.
Но, видимо, соскучившись за два года по вождению, 8 июля ночью девушка попросила знакомого дать ей покататься. До этого оба успели выпить. На улице Энгельса автомобиль остановил экипаж ДПС. Учуяв запах алкоголя и услышав несвязную речь, полицейские предложили пройти освидетельствование. Девушка не возражала. Алкотестер показал наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе 1,037 мг/л. Эх, накаталась! Всего шесть дней подержав права в руках и один раз сев за руль, Татьяна снова их лишилась.
Дело рассматривали в порядке особого судопроизводства по ходатайству подсудимой, которая полностью согласна с предъявленным обвинением.
– Какие вы имеете источники дохода? – уточнят Иван Дмитриевич.
Материальное положение важно установить, поскольку наказание предусматривает и штрафные санкции. Как уточнила судья Е.А. Здор, суд должен быть уверен, что подсудимый сможет исполнить назначенное наказание и, исходя из этого, определяет, каким оно будет.
– Я сейчас не работаю, получаю декретные, проживаю с детьми с мамой, у неё есть пенсия. Отец старших детей платит алименты. Тысяч 15 в месяц мой общий доход, – неуверенно ответила подсудимая.
После были изучены письменные материалы дела, в том числе справки о том, что на учёте у психиатра и нарколога девушка не состоит, документы, подтверждающие, что она вышла замуж и развелась, и прочие.
После окончания судебного следствия стороны перешли к прениям. Гособвинитель попросил суд признать подсудимую виновной в предъявленном обвинении и назначить наказание в виде обязательных работ сроком на 260 часов с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 11 месяцев. Защитник считает, что преступление квалифицировано правильно, и солидарен с помощником прокурора, но отметил, что наличие малолетних детей даёт право (статья 82 УК РФ) на отсрочку отбывания основного наказания, то есть обязательных работ, а прав лишить достаточно на два года, поскольку деревня, в которой живёт его подопечная, «глухая», там нет даже магазина, и транспортное средство в этом случае необходимо.
Последнее слово подсудимой было коротким: «в совершённом раскаиваюсь, со всем сказанным ранее согласна».
Суд удалился в совещательную комнату.
Какая ты, бунтарка?
В свои 31 год девушка имеет троих детей: 2010, 2011 и 2021 года рождения. В зале суда была зачитана характеристика от соседей. Они утверждают: «Татьяна проживает в доме давно, показала себя только с положительной стороны, воспитывает трёх дочерей. Не конфликтная, оказывает посильную помощь соседям. Семья дружная и трудолюбивая. Мы не замечали, чтобы она злоупотребляла спиртными напитками, пьяной её ни разу не видели». Однако она уже дважды попалась нетрезвой за рулём. Хорошо, что детей в этот момент с ней не было.
Заведующая детским садом, где Татьяна работала воспитателем до августа 2020 года, утверждает, что девушка хорошо справлялась с обязанностями, была ласкова с детьми и к сердцу каждого ребёнка находила ключик. Проявила себя как заботливый, уравновешенный и грамотный педагог, подбирала воспитанникам игры и занятия по интересам, развивая их способности и навыки.
Нам она тоже показалась спокойной, скромной, трудно представить, что обвиняемая может вот так необдуманно поступать, садясь за руль под градусом, подвергая свою жизнь и жизнь участников дорожного движения риску.
Безрассудность
– Как получилось, что, будучи привлечённой к административной ответственности, вы вновь сели за руль в состоянии алкогольного опьянения? Выводов не сделали для себя? – обратилась к подсудимой Е.А. Здор.
– Сейчас уже сделала, – тихо ответила Татьяна.
Ожидая, когда суд выйдет из совещательной комнаты для оглашения приговора, мы поговорили с девушкой.
– Татьяна, как всё же вышло, что вы управляли машиной, выпив алкоголь?
– Мы просто отмечали именины, расслабились. Давно не ездила, соскучилась по езде и вот решила прокатиться. Не знаю, зачем нас потянуло в Камышлов, ездили бы по полям спокойно. Хозяина машины, который пассажиром был, оштрафовали. Все поплатились за свою безрассудность.
– Так ведь уже второй раз…
– В первый меня соперница «сдала». Да, выпила, но даже не ехала, а сидела в машине у дома. Она вызвала гаишников, те приехали и оформили протокол, поверив ей, что я приехала пьяная за рулём. Я месяц за месяцем дни считала, когда права верну. 10 лет стажа, и надо же мне так оплошать.
– В будущем не будете пить за рулём?
– Как говорится, бывает и на старуху проруха. А сейчас все планы рухнули, думала, как исполнится ребёнку полтора года, вернусь на работу, буду ездить в другой посёлок на машине… На этот раз я серьёзно всё осознала.
– Какое наказание посчитаете справедливым?
– Так как штраф предполагается более 100 тысяч рублей и заплатить его надо в течение месяца, а денег таких у меня нет, то оптимальным вариантом станут обязательные работы.
– Тяжело в вашей деревне без машины, кто-то сможет помогать?
– У нас и детского сада нет, но бывший муж помогает иногда. С общественным транспортом очень плохо, рейсов в нашу сторону почти нет.
Приговор
Нас снова пригласили в зал судебного заседания. Е.А. Здор зачитала приговор: на основании изложенного и руководствуясь статьями 307-309, 316 Уголовно-процессуального кодекса, суд признал Татьяну виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1 УК РФ, и назначил ей наказание в виде обязательных работ на срок 240 часов с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок два года.
Чем руководствовалась Евгения Анатольевна, определяя меру наказания? Татьяна на учёте у психиатра и нарколога не состоит, что в совокупности с адекватным поведением подсудимой в судебном заседании даёт возможность не сомневаться в её вменяемости, а также способности нести ответственность за свои действия. Суд учёл, что девушка ранее не судима, находится в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет, имеет постоянное место жительства, по которому проживает вместе с матерью и малолетними детьми.
Установлены обстоятельства, смягчающие наказание: признание подсудимой своей вины, раскаяние в содеянном, удовлетворительная характеристика её личности по месту жительства участковым уполномоченным полиции и положительная – соседями и с места работы, состояние здоровья матери и старшей дочки подсудимой, заявление ходатайства о проведении дознания в сокращённой форме и применение особого порядка судебного разбирательства, согласно пункту «г» части 1 статьи 61 УК РФ, – наличие малолетних детей. Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой, не имеется.
– Вы считаете приговор справедливым? – интересуюсь у Татьяны, выйдя в коридор.
– Да, денег у меня нет, а так потихонечку отработаю, – оценила приговор осуждённая.
Вернуть право управления автомобилем будет не так-то просто. Экзамены для «лишенцев» в Камышлове не проводят, придётся ехать в Талицу, а снова сдать экзамен далеко не у всех, даже опытных водителей, получается с первого раза.
© Редакция газеты «Камышловские известия»