Житель Обуховского изготовил копию пушки времён войны с Наполеоном
Илья ЗЫРЯНОВ
Листая фото экспозиций Камышловского музея после Дня города, я не поверил своим глазам. На одном из снимков – старинное артиллерийское орудие в натуральную величину. А рядом с ним стоит знакомый мужчина – это наш подписчик Владимир Никанорович Ершов, он регулярно заходит в редакцию за газетами. И вот уже сидит передо мной, и я в изумлении слушаю историю создания этого шедевра.
– Началась эта работа почти десять лет назад, – рассказывает В.Н. Ершов. – Мой старший сын Владимир работал тогда сварщиком, у него был запас стальных труб, которые хотелось как-то приспособить в дело. Возникла идея изготовить такой вот садовый арт-объект. Сын нашёл мне в интернете рисунки с чертежами, и я начал мастерить. Форму ствола выводил, наваривая трубы в несколько слоёв. Некоторые элементы мне изготовили знакомые токари. Лафет в первоначальном варианте тоже был сварен из железа. Но он оказался не слишком красивым, и я сделал новый – деревянный. Колёса у пушки наборные – из двадцатимиллиметровой фанеры.
Орудие в итоге получилось очень массивным – почти два с половиной центнера. Один только ствол весит 110 кг. Когда пришла пора примерять его к лафету, мастер обратился за помощью к известному силачу-спортсмену Александру Корякину.
Конкретного прототипа изделие не имеет, но почти в точности повторяет внешний вид и конструкцию русской полевой пушки времён Отечественной войны 1812 года. По случайному совпадению автор воплотил идею как раз к 210-летнему юбилею победы над армией Наполеона. Вот только праздничный залп из этой пушки дать не получится – высверливать запальный канал в стволе автор не стал.
Металлообработкой и прикладным трудом Владимир Никанорович занимается профессионально. До пенсии он работал сварщиком на железной дороге, ещё раньше – каменщиком в ПМК-208. Из металла он создаёт и куда более тонкие декоративные вещи. К примеру, как-то смастерил изящную пепельницу в виде листа липы.
Любовь к искусству – а иначе такую работу и не назовёшь – в семье Ершовых проповедовала супруга Владимира Никаноровича Надежда Павловна.
– Она работала художником-оформителем и была очень талантливой рукодельницей, – говорит собеседник. – У них в семье многие отлично рисовали. Фамилия их – Эскин – уходит корнями в Германию или Голландию. При Екатерине Великой мастеровых людей часто выписывали из Европы в Россию. А в их роду были кузнецы и каретные мастера.
Вот так, спустя столетия, продолжается семейная традиция создавать уникальные вещи. Заявлять о них Владимир Никанорович не склонен – мастерит прежде всего для себя. И эта пушка могла так и остаться известной лишь узкому кругу родственников и друзей, если бы не сосед автора Владимир Якимов. Он убедил друга выставить работу в краеведческом музее в День города и помог организовать доставку экспоната на собственном грузовом прицепе.
Жаль, что простояла пушка в музее всего один день. Однако работа над ней продолжается. Автор намерен сделать копию ещё более похожей на оригинал, покрыв ствол бронзой, и наверняка поучаствует с ней в будущих выставках.
Фото из архива Камышловского музея.
На фото. Владимир Ершов и его самодельная копия пушки во дворе краеведческого музея в День города. Деревянные детали выкрашены в яркий малиновый цвет, это не соответствует истории, но зато смотрится очень эффектно.
© Редакция газеты «Камышловские известия»