День местного самоуправления
Галина ШИПИЦЫНА
Завтра – праздник, который отмечают представители муниципальной власти – главы, председатели, работники администраций местного уровня, депутаты районных, городских и поселенческих Дум. О реформах местного самоуправления, делах муниципальных, насущных говорим накануне с главой Камышловского района О.А. Макаряном.
– Олег Альбертович, мой первый вопрос к вам как к историку: когда, на ваш взгляд, началась в России реформа местного самоуправления?
– Началась она ещё при Иване Грозном. И это, не удивляйтесь, опричнина. До её появления человек входил в органы власти благодаря своему происхождению. Сын боярина был боярином, а сын простолюдина оставался только простолюдином. Не существовало так называемого социального лифта. И наступило время, когда по разным причинам боярские роды начинали вырождаться. Но даже имея, к примеру, какое-то умственное отклонение, боярин занимал положение в соответствии со своим статусом. Иван IV Великий решил эту систему разрушить. Отлучил от власти родовую знать и дал возможность людям из самых простых слоёв выслужиться до высокого положения и принять участие в управлении государством. То есть опричнина была тем самым социальным лифтом, в становлении Российского государства у неё именно такая роль. А далеко не карательная, как часто её изображают.
Реформа местного самоуправления – это процесс, а не явление. Местное самоуправление как часть власти – это живой организм, который постоянно развивается, видоизменяется. Если углубляться в историю, когда-то существовала единая вертикаль, единая система власти. При Иване IV возник социальный лифт, при Петре I прошла масса реформ, среди которых самая главная – административная, когда вместо большого числа приказов (органов управления, заведовавших определёнными сторонами государственных дел) были созданы 12 коллегий и Священный Синод.
Долго после этого ничего не происходило, потом началась демократизация власти, ввели представительные органы – земства и городские Думы – куда могли входить только купцы первой гильдии, но со временем –
и второй, а потом и третьей. А затем и представители других слоёв населения могли войти во власть и управлять городским хозяйством.
Резкий скачок в демократизации местного самоуправления был в 1917 году, после Февральской революции. По всей стране проводились выборы в представительные органы, включая Учредительное собрание, которое должно было определить дальнейший ход развития страны. А на местном уровне, не имея своего бюджета, в 1917 году развивались городские хозяйства. Думы наиболее эффективно работали после Февральской революции до их упразднения. Но имущественный ценз представителей власти отменили именно в 1917 году.
В органы местного самоуправления к 1917 году избирались те граждане, которые хотели и могли сами что-то сделать для развития городского хозяйства. Дума постановляла: выполнить определённые действия (например, отремонтировать дороги, фасады домов). А исполнительная власть следила за исполнением этого решения. После октября 1917-го Думы и земства были разогнаны и к власти пришли советы народных депутатов. Это был такой орган, у которого никаких цензов в принципе не было. Балтийский матрос, который волею судеб оказался бы в Камышлове, мог управлять городским хозяйством. Умел он это или нет, неважно, главное – его пролетарское происхождение.
То есть местное самоуправление – это живой организм, который постоянно трансформируется. В 2008 году в Камышловском районе вместо сельсоветов были образованы сельские поселения как самостоятельные муниципальные образования. И сейчас за деятельностью сельских поселений внимательно наблюдают. Возможно, нас ждут большие перемены. А может быть, останется всё без изменений. Пока никто не может сказать, что впереди. Но реформа местного самоуправления, на мой взгляд, не закончится никогда.
– Почему есть вариант возвращения к централизации местной власти? Изжила себя действующая система?
– Нет, но развивается страна, общество развивается, все его сферы. Мы развиваемся, в эпоху цифровизации какие-то функции появляются, какие-то остаются в прошлом. Поэтому реформа местного самоуправления – это процесс, который никогда не закончится.
– Следующий вопрос: иногда есть путаница в терминах: глава района и глава администрации района – это одна должность или разные?
– Это разные должности, но в нашем районе они совмещены. Глава района – должностное лицо, наделённое полномочиями по федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации работы местного самоуправления в РФ». Высшее должностное лицо муниципального района – человек, который отвечает за те полномочия, которые переданы в муниципальный район. Например, система образования. Я в своей должности ответствен за то, как происходит процесс образования в районе. А глава администрации – это человек, который управляет администрацией, то есть теми людьми, которые работают в её составе и выполняют различные функции.
Спутать эти должности сложно, если представлять, что администрация – это команда сотрудников. А муниципальный район с точки зрения власти – это набор управленческих функций, обязанностей, которые я обязан исполнить, и исполнить качественно. Законы меняются медленнее, чем само общество. Сейчас администрация муниципального района занимается уже многим сверх того, что предписано законом. Предвижу вопрос: чем? К примеру, оказанием помощи семьям мобилизованных на СВО.
– Это форс-мажор…
– Это наша данность. Форс-мажор – это когда внезапно случилась мобилизация, которой в нашей стране не было с 1941 года. И, конечно, никто из работающих сегодня не знал, как правильно её организовать. Вот это был форс-мажор. А потом началась работа. Когда ребята ушли на СВО, остались их семьи. Мы собирались с главами сельских поселений и решали, как организовать поддержку. У нас нет полномочий, допустим, женщине с детьми, у которой муж ушёл на СВО, очистить двор от снега, расколоть дрова. Но мы же не оставим эту женщину. Поэтому функции такой нет, но она фактически исполняется. Совместно с главами сельских поселений мы разрабатывали механизмы, подключали активных граждан и социально ориентированные организации, предпринимателей, которые этим занимаются по велению сердца. Надо было только начать, а дальше работа пошла сама.
Последние выборы президента ещё раз меня убедили в том, что наш народ не победить. У Михаила Жванецкого есть цитата: «В драке не выручат, в войне победят». Это о нас. Когда дело касается быта, и в целом всё в порядке, мы можем друг к другу относиться как угодно. Но если соседа мобилизовали, вся деревня придёт на помощь его семье, и это в большинстве случаев. У нас внутренняя мобилизация каждого человека происходит тогда, когда люди понимают: завтра на нашу землю может прийти оккупант. Это не только память о Великой Отечественной, это и война с Наполеоном, и эпоха Батыя. Всё идёт из поколения в поколение, заложено где-то в нашем генотипе. И мы никого не бросили, не оставили.
– Вы упомянули общественные организации. Их много в районе?
– Те, которые должны быть, созданы, они, как правило, единые в городе и районе – совет ветеранов, организации инвалидов. Они сотрудничают с нами, и мы стараемся им помогать. Стихийных объединений, к сожалению, мало. Я имею в виду такие, когда всё начинается с клуба по интересам, а потом трансформируется в какую-либо официальную организацию.
Есть хорошая программа, которая побуждает людей к активным действиям, – инициативное бюджетирование. Что это такое? В нашем случае пока работает одно направление – организация общественных пространств – то есть мест отдыха людей, в том числе активного, детских площадок, площадок для творчества. 50% от стоимости самого проекта в этой программе финансируется из областного бюджета, чуть меньше 50% – из районного. До 30 % – спонсорская помощь, и 1% – финансирование самих жителей, выступивших с инициативой.
С 2023 года мы начали работать в этой программе. Подобная форма была в районе и раньше, но она финансировалась только районным бюджетом, и суммы, конечно, были небольшие, поскольку возможности района ограниченны, и не было возможности удовлетворить все потребности людей. В первый год из трёх проектов прошли два. На 2024 год заявили пять, выиграли тоже два. Это очень хорошее направление, тем более с поддержкой бюджета области и, что для меня ценнее, по инициативе людей. Если мы говорим о местном самоуправлении, это та самая обратная связь, причём очень хорошая. Мы видим, что хотят люди.
– То есть изменились потребности людей? Если раньше просили обеспечить качество коммунальных услуг, то сейчас в приоритете – отдых, благоустройство и уют?
– Всё это осталось и сейчас, но потребности возрастают. Необходимо общественное пространство, где люди смогут отдохнуть, поиграть с детьми, посмотреть концерт, спектакль. Когда-то всем домом собирались на телевизор. Потом телевизоры появились у всех, но потребность в обсуждении просмотренного осталась, перешла на какие-то общественные территории. Сейчас – по-другому. Дети, подростки, молодёжь общаются, глядя каждый в свой телефон. Это для них нормальный способ общения. Не знаю, куда это приведёт, но это сегодняшняя данность. И места для общения сегодня нужны – красивые, современные, комфортные.
– Вы руководите Камышловским районом с 2022 года. Это были трудные годы?
– Сложно сказать. Лёгкой работы не существует. Вопрос в отношении к работе. У меня принцип врачебный: не навреди. Надо найти золотую середину и сделать так, чтобы было хорошо и людям, и бюджету, и всё в рамках закона. Это – основная цель. Есть решения, которые тяжело даются, иногда принимаются на сопротивлении. Бывает, приходится их объяснять, обосновывать. Некоторые приходится долго вынашивать, другие рождаются естественно, будто сами по себе. Не могу сказать, тяжело было или легко. Даже период мобилизации, когда мы организовывали пункт в Елани, благодаря всеобщей поддержке, мы пережили. Каждое утро звонили главы соседних муниципалитетов из Артёмовского, Туринска, Талицы – да практически все, ни один в стороне не остался. У нас чужих ребят не было. Помогали бизнесмены. В этом плане работать было легко. Тяжело было в плане моральном, когда нужно было каждому всё объяснить.
Имея такую команду администрации, глав и администраций сельских поселений, которая во всём поможет, на которую можно положиться, справимся со всем. Переживаниям и самоедству нет и не может быть места. Если хочешь сделать – сделай хорошо. И будь готов отвечать за свои решения и поступки. Поэтому не могу сказать, трудная работа или лёгкая. Она нормальная.
– Чем можете гордиться из прошедшего за эти годы? Что окрыляет в работе?
– Трудно сказать. Наверное, горжусь тем, что вся критика (а власть критикуют всегда) конструктивная. Нет у людей подлости, чёрной зависти. А люди потому высказывают нарекания, что мы что-то ещё не сделали, и это повод задуматься и расставить приоритеты. Конструктивная критика должна быть, и она будет всегда. Требование вчерашнего дня: сделайте нам хотя бы какую-нибудь дорогу. Требования сегодня: пусть дорога будет освещённой, с твёрдым покрытием и инфраструктурой. Всё развивается, и власть будет развиваться в соответствии с требованиями к ней.
– Олег Альбертович, за что вы любите Камышловский район?
– Никогда не задумывался об этом. Есть очень хорошая поговорка, хотя ко мне не совсем подходит: где родился, там и пригодился. Родился я не здесь, здесь вырос и, получив высшее образование, вернулся. Трудно сказать, почему. Любовь – это чувство иррациональное. И у меня, наверное, совершенно иррациональная любовь к Камышловскому району. По уровню жизни, благоустройства – да, мы не самые передовые, но и не самые худшие. Хочется что-то сделать? Конечно. Я нашёл для себя этот район, как человек находит жену, свою половину, и никого другого ему не надо. И мне другого не надо. Всё остальное уходит в сферу рационального. Надеюсь, что принесу пользу нашему району. Много работы в перспективе: как вернуть в село молодёжь, как развивать в районе производство. Идеи есть. Одно могу сказать точно: и Камышловский район, и людей, в нём живущих, я люблю и ценю. Ни в ком ещё не разочаровался, надеюсь, и я никого не разочарую. Работаю, чтобы людям было жить легче, проще, комфортнее. Идеал недостижим, но это процесс, движение, жизнь.
– Спасибо, Олег Альбертович, с праздником вас и вашу большую команду, пусть Камышловский район живёт, хорошеет, развивается!
Фото Ирины Чуркиной.
На фото. При эффективном и плодотворном взаимодействии исполнительной и представительной власти жизнь в муниципалитетах развивается, становится лучше. Глава Камышловского района Олег Макарян обращается к депутатам Думы района с бюджетным посланием. Декабрь 2022 года.
© Редакция газеты «Камышловские известия»