Март – время гололёдов. Сколько зиму ни провожай, она всё равно возвращается и наметает сугробы. Днём снег тает, а к следующему утру замерзает, превращая тротуары в каток. А тут ещё, как назло, меня ботинки подводить начали: после первого сезона подошва стала скользкой. Выбрасывать жалко – может, в ремонт сдать? Иду в ателье «Маяк», где мне рекомендовали одного из лучших обувщиков – Илью Ившина.
Мастеру по ремонту обуви Илье Ившину сейчас 29 лет, 13 из них он работает в ателье «Маяк»
– Пересушили вы свои ботинки, – делает вывод мастер, осматривая подошву. – Наверняка держали их на печи или батарее, а этого делать нельзя. От сильных перепадов температуры материал затвердел, потрескался и теперь хуже сцепляется с поверхностью. Лучше использовать электросушку или класть в обувь хлопковые мешочки с сухой солью. Можно попробовать наклеить новую подошву из полиуретана, срезав протектор, но шипы уж больно большие и, скорее всего, внутри полые, а значит, дыры могут остаться.
Сразу чувствуется, что молодой человек профессионал: говорит обстоятельно, не спеша и не отрываясь от дела. Во время нашего разговора он менял подошвы женских сапог. Такая работа занимает у него в среднем полчаса, а за день мастер успевает выполнить более 20 различных заказов.
Ремонтом обуви Илья занимается 13 лет. Ещё будучи студентом Камышловского профессионального училища-интерната, он проходил практику в «Маяке». Сразу после учёбы способному юноше предложили здесь работу.
– В училище мы, как правило, изготавливали новую обувь, а не чинили старую, – рассказывает Илья. – Многие знания и навыки по ремонту я приобрёл уже в ателье. Чаще всего приходится менять набойки, замкимолнии, подошвы, заново прошивать и проклеивать материал. Поначалу выработка низкой была – раза в четыре меньше, чем сейчас. Тяжело давались летние полиуретановые набойки. Резать их приходится вручную обувным ножом. Сейчас и силы, и сноровки больше стало. У меня даже профессиональная привычка появилась: иду по улице и невольно смотрю на обувь прохожих. Подмечаю: у этого подошва стёрлась, здесь собачку на замке надо менять.
По словам Ильи, со временем появляются новые материалы, которые упрощают работу. К примеру, раньше обувщикам самим приходилось изготавливать ранты – это тонкие полоски материала, которыми скрепляют верх обуви и подошву. Сейчас они есть в продаже уже готовые.
– Дома обувь не чините? – спрашиваю собеседника.
– Нет, на работе хватает. Да и инструментов нет. Дома отдыхать надо. Я моделированием занимаюсь. Раньше собирал радиоуправляемые машины, сейчас дорого стало, забросил. Коплю теперь на хороший принтер, хочу заняться паперкрафтом – моделированием из бумаги.
– Как правильно выбрать нескользкую обувь?
– Надо выбирать по подошве, подбирать как можно более мягкую, хорошо сгибающуюся, с широким рисунком. Чем она твёрже и грубее, тем больше вероятность, что замёрзнет и начнёт скользить. Это будет очевидно после первых же заморозков. Самая лучшая, на мой взгляд, – это чисто резиновая подошва, без примесей. Хорошая практичная обувь стоит от двух до трёх тысяч рублей. При правильном уходе её хватит на три-четыре сезона. Дороже – это зачастую переплата за бренд или сложную отделку. Но и за 700 рублей, на мой взгляд, не стоит ботинки покупать. Скорее всего, они развалятся в первый же месяц.
– А сами какую обувь предпочитаете?
– Зимой я бы с удовольствием ходил в валенках. Но стоит зайти в них в какой-нибудь магазин, как они тут же промокают. Приходится ботинки носить. А летом предпочитаю спортивную обувь. Мы с моей подругой часто на велосипедах катаемся, бывает, по 50-60 километров проезжаем. Для таких походов я мечтаю найти советские кеды – нынешние китайские меня совершенно не устраивают.
По словам Ильи, в училище у него было 30 сокурсников. И все они после учёбы разъехались по разным городам.
– А сами не хотели уехать? – спрашиваю.
– Я родился и вырос в Камышлове. Здесь мой дом, родственники, друзья и любимая работа. Я чувствую, что приношу реальную пользу людям. Чего ещё искать?
Илья ЗЫРЯНОВ
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»