«В театре важны пережитые мгновения, оставляющие след в актерах и зрителях», — уверена режиссер самодеятельного театра Евгения Кочнева.
Кафедра добра
— Евгения, удивительно, но при современном ритме жизни, желании заработать, в последние годы в обществе появляется феномен, совершенно неперспективный с точки зрения финансового обогащения, — бум любительских театров. Отчего это, на ваш взгляд, происходит?
— Люди устали жить бездуховно и амёбно. Человеческая душа и жизнь многогранны столь же, сколь многогранно и театральное искусство, высвечивающее разные стороны бытия, хотя ось одна — вечные категории Добра, Любви, Человечности. Театр помогает открыть новые грани в вещах и понятиях. Это, как говорил Гоголь, «кафедра, с которой можно сказать миру много добра».
На театральных подмостках человек выплескивает свою энергию, заставляет зрителей плакать, смеяться, сопереживать, делает то, что не подвластно даже великим. У самодеятельного театра с жизнью одно «кровообращение»: жизнь — театр, театр — жизнь.
«Что такое любовь к театру — клиника или образ жизни и мышления? Попробуйте отнять у «компании» любительского движения театр — и люди вдруг начнут чудовищно болеть, хандрить, сходить с ума, пить, устраивать скандалы, истерить… Почему? У них остается бешеное количество энергии, которую организм тратил на театр, в принципе невостребованной». Эту цитату из интервью с вице-президентом Российского центра международной ассоциации любительских театров Михаилом Чумаченко я привела не случайно, ведь и камышловские актеры испытывают, по их словам, те же чувства.
Сейчас в Свердловской области действительно бум любительских театров. Только звание «народный» и «образцовый» имеют 52 коллектива, а театров, студий, кружков — около 700. Среди них и наш, городской.
— Как он начинался?
— Пять лет назад, когда я пришла работать в ЦКиД, пришлось искать варианты организации досуга населения. Но такие, чтобы были действительно эффективны, интересны и востребованы камышловцами. Так в 2007-м появилась новая форма — «Театральный коктейль». В зале была создана камерная атмосфера, зрители сидели за столиками. На сцене актеры играли два мини-спектакля, один в постановке режиссера ЦКиД, другой — Таисьи Лопатиной из Скатинского ДК. Актеры были в основном женщины, мужчин мало, да и тех приходилось уговаривать принять участие в спектакле.
Время расставило свои приоритеты, и форма «искусство к столу» канула в Лету. Зато появилась полноценная театральная труппа, которая стала создавать и воплощать на сцене интересные спектакли. Расширился список актеров, мы были удивлены, как много камышловцев хотят заниматься этим искусством. Теперь зрителя не приходится заманивать на чашечку чая, он с удовольствием идет смотреть на своих земляков-актеров.
Ингредиенты «Коктейля»
— Расскажите подробнее, как готовится спектакль?
— Начинается с подбора литературного материала, с учетом возможностей актеров и тематики года, например, к 65-летию Победы мы ставили пьесу Розова. В этом году у нас большой актерский состав, поэтому выбрали произведения Зощенко.
Сложнее было ставить и играть «Вечно живых»: в спектакле переплетается сразу несколько тем: добра и зла, любви и измены, предательства и подвига. «Голая правда» — постановка легкая только на первый взгляд. Проблемы, которые поднимает Михаил Зощенко на фоне послереволюционных событий, казались обывательскими, сейчас же — важными, жизненными. Вот оно и «кровообращение»: театр — жизнь, жизнь — театр. И «голая правда» по-русски.
Много времени уходит на создание сценария. Вместе с директором ЦКиД Мариной Каневой обдумываем режиссуру, декорации, костюмы. Мы — приверженцы условного театра, потому и оформление сцены условное: за счет ткани, какого-то предмета. В «Вечно живых» это были стол и окно, в «Голой правде» — вращающиеся двери. Костюмы покупаются за счет средств Центра культуры. Актеры также активно участвуют в «рождении» внешнего облика своего героя.
С актерами мы разбираем задачи, мизансцены, проводим техническую, сводную, прогонную и генеральную репетиции. А еще в «театральной кухне» — разработка эскизов, афиш, программок, пригласительных билетов. Поскольку у нас «коктейль», то и подготовка театрализованного действа в антракте.
Театральные эксперименты
— Проводится ли кастинг в ваш театр?
— Специального отбора нет. Мы рады всем. Для любого человека, кто хочет быть на сцене, можно подобрать роль, даже если есть проблемы с дикцией. Главное требование — желание трудиться, целеустремленность и ответственность. Это очень важные качества, потому что любительский театр — серьезный труд. Наши актеры — люди работающие, подготовка идет вечерами, иной раз допоздна.
— А кто в составе труппы?
— Есть постоянные актеры, их знают и любят камышловцы: Светлана Булатова, Марина Солдатова, Виктор Чепелев, Елена Волкова, Марина Вербицкая, Ирина Мелюхнова, Светлана Алешковская, Лейла Долидзе, Максим Святых, Вячеслав Новиков, Дмитрий Петров, Сергей Валейтёнок. Александр Ядрышников приезжает на репетиции из Талицы.
В этом году состав обновился: пришли молодые. Хороший творческий потенциал у Тимура Лопатина и Кости Кравченко. Если в первом спектакле участвовало трое мужчин, то в «Голой правде» — 10. Возраст участников — от 18 до 60 лет. Надо отдать должное: непрофессиональные исполнители мастерски ведут свои роли, умеют говорить не только от имени своего героя, но и своего собственного.
— Евгения, на «Театральном коктейле» всегда аншлаг. На родных подмостках вы уже завоевали любовь и признание. Что дальше?
— В этом году мы начинаем задумываться об участии в областном фестивале любительских театров «И смех, и слезы, и любовь…». Будем расширять актерский состав, создавать молодежный театр, ставить в год по 2-3 спектакля. К нам обратились представители ЦРБ с просьбой сделать постановку, в которой актерами будут работники медицины. Это еще один из вариантов расширить границы театрального творчества. Можно с уверенностью сказать: театр был и останется модным и популярным, ведь он «просвещает ум, наполняет светом мозг, учит видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всём этом».
— Планы интересные и наполеоновские. Не страшно?
— Кто не рискует, тот не развивается.
Ирина ПЕТРОВА.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»