5 февраля на традиционную встречу с журналистами мы пригласили в редакцию главу МО «Камышловский район» Евгения Александровича Баранова. Основная тема разговора — проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Именно они более других волнуют сельское население — работа котельных, обеспеченность теплом, водой, и т.д. В конце встречи глава ответил также на вопросы, поступившие в редакцию по звонкам и в письмах читателей.
Е.А. Баранов: Из кризиса жилищно-коммунальное хозяйство, можно сказать, и не выходило, несмотря на принимаемые меры. Проблемы остаются старыми, они переходят из года в год — изношенность оборудования, тепло- и водосетей, недостаточность финансирования и т.д. Что меняется в этом году? С 1 января в соответствии с 131-м законом РФ о местном самоуправлении полномочия по организации тепло- и водоснабжения в полном объеме перешли к главам поселений. До этого вместе с МУ «Управление коммунального хозяйства» мы постарались равномерно модернизировать котельные в каждом поселении, заменить котлы, где возможно, насосное оборудование. Конечно, не все удалось, как хотелось, но основная работа была проведена, котельные переданы в исправном состоянии. Идет передача объектов коммунального хозяйства в сельские поселения. Кроме котельных, это водонапорные башни, тепло- и водосети, распределительные устройства, электроснабжение и т.д. Процесс непростой, хотя к нему и готовились.
Предприятия жилищно-коммунального комплекса — это самостоятельно хозяйствующие субъекты, они сами заключают договоры с различными организациями на поставку топлива, потребление электроэнергии, вывоз жидких бытовых стоков, другие оказываемые услуги и несут ответственность за это. Возникают новые взаимоотношения между муниципалитетом, главами поселений и хозяйствующими субъектами, когда каждый отвечает за свою деятельность. Если котельная, оборудование переданы по договору организации, которая выиграла на конкурсе право обслуживать эти объекты и при этом предоставлять коммунальные услуги, то уже этот хозяйствующий субъект напрямую заключает договор с потребителем. В этом случае глава поселения, представительный орган поселения по закону не имеют права вмешиваться в его хозяйственную деятельность, но могут проверять, как он использует переданное ему имущество, правильность его эксплуатации, ход ремонта.
Среди некоторых руководителей организаций, к сожалению, бытует неверное мнение, что если хозяйствующий субъект не выполняет условия договора, в результате чего возникает долг в расчетах за поставленное топливо, или другой вид услуг, то закрывать этот долг должен район из своего бюджета. Это не так, ответственность несет тот, с кем у вас заключен договор.
— Район вступил в нынешнюю зиму с нехваткой топлива?
Е.А. Баранов: Нет. Зная, что нам придется передавать котельные и имущество в поселения, в начале отопительного сезона мы приняли решение о заключении договоров на поставку под муниципальные гарантии топлива с ГУП СО «Управление снабжения и сбыта Свердловской области». Согласно этим договорам и расчетным нормам, определенным для каждой котельной, это предприятие нам сегодня уголь поставляет. Районная администрация провела работу с таким расчетом, чтобы в течение января-февраля в поселениях поставка угля была налажена. Предприятие-поставщик свои договорные обязательства по срокам поставки топлива строго исполняет, но расход его больше утвержденного норматива. Почему так происходит? Например, на отопление одного квадратного метра жилого помещения требуется 80 килограммов кузбасского угля, калорийность которого взята за эквивалент. А если уголь поступил другого качества, то норма его расхода может увеличиваться, отсюда перерасход. Кроме того, значительные потери топлива идут из-за несанкционированного разбора теплоносителя из системы отопления. Норма расхода угля должна понижаться и повышаться в зависимости от температуры на улице.
Мы следим, чтобы поставка угля шла ритмично, не завозим топливо на весь отопительный срок, так как сохранить бывает невозможно, растаскивают.
— А могут наши жилищно-коммунальные предприятия работать без убытков?
Е.А. Баранов: Если у них нет иного вида прибыльной деятельности, не могут. Потому что рост тарифов на их услуги ограничен, в то же время цены на бензин, уголь, транспортные расходы, ремонт, материалы определяет свободный рынок, и они постоянно растут.
— Районный бюджет в этом случае может прийти на помощь?
Е.А. Баранов: Конечно, и не только районный, но и областной бюджет помогает, если все убытки убедительно обоснованы и документально доказаны. Бюджет района — это не касса взаимопомощи, у нас есть бюджетополучатели, все статьи расходов расписаны.
— Недавно по областному телевидению в рубрике «Депутатские расследования» прошло два сюжета о нашем районе. Первый — по поводу конфликта районной администрации и Камышловского лесотопливного предприятия. Поясните, как он возник, в чем суть?
Е.А. Баранов: Начало этой ситуации можно проследить по страницам нашей газеты. Начнем с того, что перед началом отопительного сезона 2007-2008 годов в «Камышловских известиях» было опубликовано сообщение, в котором объявлялся конкурс на поставку топлива МУП «Скатинская коммунальная служба» (СКС) в количестве шести тысяч тонн угля, оговорены условия, качество поставляемого угля. Это объявление — не что иное, как публичное приглашение к заключению договора. Поставщиком заявилось лесотопливное предприятие, и 23 августа между ними был подписан взаимный договор, в котором было прописано, что лесотопливное предприятие отпускает уголь при условии 50-процентной предоплаты. Цена вопроса с учетом услуг по погрузке была где-то примерно 7,5 млн. рублей. Смысл сделки — один хозяйствующий субъект заключил договор с другим хозяйствующим субъектом, и они начали совместную работу. Никаких третьих лиц вроде бы не должно было возникнуть на горизонте.
И вдруг директор лесотопливного предприятия Р.Г. Цуканова позвонила мне и сообщила, что СКС не расплачивается за уголь, хотя поставка идет. Дальше — больше, ставит вопрос, чтобы мы из районного бюджета заплатили за Скатинское предприятие. Я объяснил, что в силу налогового и бюджетного кодексов мы не можем этого сделать, так как не являемся ни одной из сторон договора. В декабре ситуация совсем усугубилась, так как не стало угля. Мы стали анализировать, почему так произошло. Директор СКС В.И. Волков заявил, что уголь был плохого качества, однако претензию, как должен был сделать, к лесотопливному предприятию не предъявил. В результате к 1 января 2009 года предприятие осталось без запаса топлива. На Думе приняли решение о выделении бюджетного кредита на закуп угля на возвратной основе в сумме 1 млн. руб. 6 декабря я написал письмо директору лесотопливного предприятия с просьбой отпустить одну тысячу тонн угля под кредитную обеспеченность этого предприятия. Однако и после моего обращения поставки угля не возобновились. Мотивация — долг. Скатинцы накопили его в пределах 2 млн. руб. Началась переписка директора лесотопливного предприятия с вышестоящими властными инстанциями. В своих сообщениях Раиса Гафановна, я бы сказал, слукавила, написав, что ответственной стороной по тендеру является не Скатинская коммунальная служба, а администрация МО «Камышловский район», и есть гарантия главы района оплатить поставки угля. Хотя такой гарантии с моей стороны не было и администрация не является ответственной стороной в данном договоре. Было только письмо на кредитную обеспеченность одной тысячи тонн угля. Ей пришли ответы, что МО «Камышловский район» не может быть исполнителем этого долга, а для решения вопроса необходимо обратиться в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда от 30.07.2008 г. № 160-6179/2—8-13 сумма задолженности перед ОАО «Камышловское лесотопливное предприятие» была наложена к взысканию с МУП «СКС». В настоящее время часть долга погашена.
Вот, собственно, если не углубляться, и вся суть конфликта. Хотя вот о чем хотелось бы еще сказать. У нас имеется категория граждан-льготников, которые пользуются 50-процентной оплатой за предоставление коммунальных услуг, — это труженики тыла, ветераны труда. Администрацией района был объявлен конкурс на поставку 800 тонн угля для этих уважаемых людей. Выиграло его лесотопливное предприятие. Вот здесь действительно между нами был договор и, соответственно, обязательства. До середины года директор выполняла его условия — 400 тонн было отпущено населению. Затем она вдруг единолично разрывает этот договор, чем вызывает недовольство граждан. Ветераны стали звонить мне.
На страницах газеты был опубликован материал о том, что районная администрация не рассчитывается с лесотопливным предприятием, ему не на что купить угля. Я был вынужден написать письмо учредителю предприятия — в Федеральное агентство по федеральному имуществу. Мы оба получили ответ о том, что директор лесотопливного предприятия не имеет права расторгать договор и прекращать отпуск угля льготной категории граждан.
А в телесюжете по «ОблТВ» было высказано предположение, что мы деньги использовали не по назначению, куда-то их отправили, разделили и еще какие-то некрасивые вещи были произнесены. Однако нас, к сожалению, никто из тележурналистов ни о чем не спросил. Одним словом, полная дезинформация, которая ввела людей в заблуждение. Считаю, что конфликт искусственно раздут. Разрешить его, как и сразу было понятно, мог только арбитражный суд. Это сегодня цивилизованный путь в рамках правового поля.
— Получается, что, поставляя уголь в долг, Р.Г. Цуканова хотела сделать как лучше, чтобы люди не мерзли, а вот Скатинская коммунальная службы в лице бывшего директора В.И. Волкова поступила как ненадежный партнер?
Е.А. Баранов: Еще раз хочу повторить: есть бюджетный кодекс, в котором четко прописано, какие, у кого и перед кем имеются обязательства. Так и энергетики нам могут заявить — ваш хозяйствующий субъект за электроэнергию не рассчитывается, возьмите расходы на свой бюджет. Если есть основание — возьмем, если нет — не сможем, нарушим закон. В данном случае мы его не нарушили.
— А что в настоящее время происходит со Скатинской детской школой искусств, здание которой находится в аварийном состоянии? Эту проблему тоже озвучили в телесюжете.
Е.А. Баранов: Да, и подтекст такой, что якобы я довел школу до подобного состояния. Краски явно сгущены. Чтобы понять суть, расскажу предысторию. В 1997 году в пос. Восход построили красавицу-школу, где справили новоселье старшеклассники, а начальная на время осталась в старом здании. Сюда же из квартиры двухквартирного дома переехала детская школа искусств (ДШИ). Затем начальные классы перевели в общеобразовательную школу, а ДШИ осталась в прежнем здании. Содержание старого здания обходилось нам недешево, школа занимала там всего 30% от общей площади, а отапливать приходилось все здание. Несли необоснованные убытки, относя их на счет районного управления ЖКХ. Износ строения продолжал расти, пребывание школьников в нем уже становилось опасным, а вдруг что-нибудь рухнет! Надо было принимать решение. В конце декабря 2007 года к нам в район приезжал председатель правительства, он по моей просьбе побывал в Скате, я объяснил ситуацию по школе, высказав свои предложения. Глава поселения предложил такой вариант — ДШИ на период ремонта перевести в здание сельсовета. Но директор детской школы Л.И. Пашкова была против, пока, мол, не отремонтируете сельсовет, не перееду. Провели выездное совещание с участием председателя Думы, собрали родителей, администрацию. Решили временно перевести школу искусств в общеобразовательную, где она и находится сегодня. Дети не пострадали, никто их на улицу не выгонял, они не прерывали своих занятий. В бюджете этого года предусмотрены деньги на ремонт школы искусств. Она расположится в левом крыле, где и была раньше, а в правом будут квартиры для отселения из ветхого аварийного жилья. Все это благодаря тому, что нас включили в областную программу. Проведен конкурс на реконструкцию, заменили перекрытие и кровлю. Свою часть софинансирования мы выполнили в 2008 году. 10 млн. 200 тыс. рублей должен был перечислить областной бюджет, как сказали в правительстве, деньги будут перечислены во второй половине этого года, так как поступление налогов в бюджет идет медленно, отсюда и сложности. Доля нашего бюджета на этот год — 1 млн. 100 тысяч рублей.
В связи с этой ситуацией вспомнилась подобная, которая не переросла в конфликт, потому что подход к ней был совершенно другой. Помните, в свое время вышел указ президента о передаче культовых учреждений обратно церкви? Обуховская детская музыкальная школа как раз находилась в бывшей церкви. Каково было директору Т.В. Казаковой заниматься обустройством на новом месте? Да и место-то нашли с трудом — в бывших мастерских школьного гаража. Татьяна Викторовна не опустила руки, привлекла родителей, и в короткие сроки была оборудована детская школа искусств. Побывайте в ней, там очень уютно, комфортно и красиво, никогда не подумаете, что здесь были гаражные мастерские.
— Скажите, какой долг у населения за предоставленные коммунальные услуги за 2008 год?
Е.А. Баранов: Долг немалый — 16 млн. рублей. Причем задолженность год от года растет, неплатежи населения становятся одной из причин банкротства предприятий, а также предоставления некачественных услуг, так как предприятия не имеют порой оборотных средств на выплату зарплаты и покупку ГСМ. С ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги возросли расходы бюджета на предоставление льгот и субсидий по оплате ЖКУ. За субсидиями на оплату жилого помещения в 2008 году обратилось 527 семей против 497 в 2007-м. Общая сумма выплаченных субсидий — 5264,2 тыс. руб., или 122 процента к уровню 2007 года, 226 семей получили субсидию на банковские лицевые счета.
В 2009 году произошел рост тарифов во всех сельских поселениях, кроме Калиновского, и составил на жилищные услуги — 8,4%, коммунальные — 25%. В Калиновском поселении, где преобладает отопление от мазутной котельной, рост тарифов на коммунальные услуги составил 32,8%. Так что проблем предостаточно.
Встречу вела Людмила ЧИРКОВА.
Материал к печати подготовила Любовь ГИЛЕВА.
Фото Андрея ЗАЙКОВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»