В последнее время кукольный мир наших детей кардинально изменился. Пупсы и нарядные девочки-красавицы все больше вытесняются невиданными ранее образцами, которые удивляют, поражают, притягивают и детей, и взрослых. Что несут эти новые игрушки?
Красавицы и роботы
Какие куклы выбирают наши дети? Девочки, как и 20 лет назад, Барби и ее друга Кена. Вершиной игрушечной конкретики является «беременная» Барби, открыв дверцу в кукольном животике, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть назад.
В последнее время Барби все более вытесняет кукла Братц, которая представляет собой девушку-подростка с утрированными губами и ярким макияжем. Проблемы, связанные с этими куклами, не только в том, что они вызывающе выглядят, но и в том, что они подменяют настоящую, наполненную фантазией детскую игру достаточно примитивным, чисто внешним позерством. Эта кукла навязывает свой образ и способ действий, поэтому не позволяет даже создать свой замысел. Так происходит торможение фантазии и развития ребенка, а в дальнейшем порождает желание заниматься только своим гардеробом и отдыхом. А если лет в 15-16 забеременеть, то «достать» из живота, как у Барби, ребенка, кому-нибудь отдать — и снова можно веселиться.
Современные куклы все больше автоматизируются, и роботы приобретают самостоятельное существование, например, робот-солист: если нажать кнопку, он начинает со страшной скоростью кружиться, подносить к голове-кастрюле микрофон и распевать в него китайские песни. Ни о какой игре с таким «ужастиком» не может быть и речи. Ребенок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
По образу и подобию
Кукла воздействует на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Вот один яркий пример. Мальчику 6 лет регулярно покупали новых монстров — маленьких, ненавязчивых, как считала мама. Вскоре внешний облик ребенка и его поведение существенно изменились, он стал больше сутулиться, смотрел на окружающих исподлобья, говорил резким, надрывным голосом. В манере общаться все больше прорывались нотки диктата. Как ни странно, воздействие игрушек оказалось сильнее других формирующих факторов (музыки и хореографии). Все эти особенности удалось преодолеть только после того, как из детской комнаты убрали всех монстров.
Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Все, что окружает малыша, буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. И в этом опасность, особенно для маленьких детей.
Выбираем куклу
У куклы, подходящей для игр ребенка, есть несколько признаков:
— детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
— телесные признания пола отсутствуют;
— волосы прочно держатся, их можно расчесывать;
— материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения, мягкий, приятный на ощупь.
— куклу можно переодевать без «расчленения» тела.
Елена КАЛУГИНА, психолог школы № 1.
© Редакция газеты «Камышловские известия»